«Атлант расправил плечи». Некоммунизм 1.5

Nov 29, 2011 23:33

    Начало текста - здесь

А вот ещё один пример, демонстрирующий абсурдность рассуждений Айн Рэнд. Особенно актуальный в наше время, когда старые схемы экономических отношений писателей и читателей вошли в конфликт с производственными мощностями технических устройств, обеспечивающих распространение литературы

- Вся литература прошлого, - говорил Больф Юбенк, - была дешевым надувательством. Она приукрашивала действительность в угоду денежным мешкам, которым прислуживала. Мораль, добрая воля, великие свершения, торжество добра и человек как некое героическое существо - все это сегодня не вызывает ничего, кроме смеха. Показав истинный смысл жизни, наш век впервые за всю историю придал литературе глубину.
- А что является истинным смыслом жизни, мистер Юбенк? - застенчиво спросила молодая девушка в белом вечернем платье.
- Страдание, - ответил Юбенк. - Принятие неизбежного и страдание.
- Но почему? Люди ведь счастливы… иногда… Разве не так?
- Это лишь иллюзия, возникающая у людей, которым чужда глубина чувств.
Девушка покраснела. Богатая дама, которая унаследовала нефтеперерабатывающий завод, виновато спросила:
- Мистер Юбенк, а что нужно сделать, чтобы улучшить литературный вкус людей?
- Это первостепенная социальная проблема, - ответил Юбенк. Он считался звездой первой величины в современной литературе, но за всю жизнь не написал ни одной книги, которая разошлась бы тиражом больше трех тысяч экземпляров. - Я лично считаю, что законопроект о равных возможностях, примененный в литературе, стал бы решением этой проблемы.
- А применение этого законопроекта в промышленности вы поддерживаете? Я вот даже не знаю, что о нем и думать.
- Конечно, поддерживаю. Наша культура погрязла в болоте материализма. Люди утратили духовные ценности, обманывая друг друга в погоне за материальными благами. Они слишком хорошо живут. Но они вернутся к более благородному образу жизни, если мы научим их жить в нужде. Следовательно, нужно поумерить их алчность.
- Это мне и в голову не приходило, - извиняющимся тоном сказала дама.
- Но как вы собираетесь применить законопроект о равных возможностях в литературе, Рольф? - спросил Морт Лидии. - Для меня это что-то новое.
- Меня зовут Больф, - сердито сказал Юбенк. - А для вас это ново потому, что это я сам придумал.
- Ну хорошо, хорошо. Я вовсе не хочу ссориться. Мне просто интересно, - сказал Морт Лидди, нервно улыбаясь. Он был композитором и писал традиционную музыку к фильмам и модернистские симфонии для немногочисленной публики.
- Все очень просто, - сказал Больф Юбенк. - Нужно принять закон, ограничивающий тираж книги до десяти тысяч экземпляров. Это откроет литературный рынок для новых талантов, свежих идей и некоммерческой литературы. Если людям запретят раскупать миллионами экземпляров всякую макулатуру, им просто придется покупать хорошие книги.
- Да, в этом что-то есть, - сказал Морт Лидди. - Но не ударит ли это по карману писателей?
- Тем лучше. Писать книги должен лишь тот, кто действует не из корыстных побуждений и не гонится за наживой.
- Но, мистер Юбенк, а что, если больше десяти тысяч человек хотят купить какую-то книгу? - спросила девушка в белом платье.
- Десять тысяч читателей вполне достаточно для любой книги.
- Я имела в виду не это. Что, если она нужна им!
- Это не имеет никакого значения.
- Но почему, если интересный сюжет…
- В литературе сюжет - это всего лишь примитивная вульгарность, - презрительно произнес Больф Юбенк.

И опять же эти рассуждения «космического масштаба и космической же глупости» не имеют никакого отношения ни к Энгельсу, ни к Каутскому.
Опять под «равными возможностями» понимается исключительно «равная возможность» получать деньги - то есть «обобществление прибыли», причём в виде перераспределения. Очевидно, что г-ном Больфом движут как раз таки «корыстные побуждения» и жажда «наживы», которые он столь громогласно отрицает.
Зато в угоду его потребностям (в деньгах) игнорируются и даже открыто отрицаются потребности общества в чтении хороших книг.
Это - не коммунизм и не социализм. Это - типичная «шариковщина». К сожалению, именно эта шариковщина зачастую всплывает в спорах об «авторских правах», тем самым принуждая авторов принимать идеи капитализма и внушать их своим читателям. Например, вот так


- Я готов был простить людям свои испытания, - начал Ричард Хэйли, - но не мог смириться с тем, как они воспринимали мой успех. Я не роптал все годы, пока меня отвергали. Если мои творения были новы, людям требовалось время, чтобы освоиться и привыкнуть к ним; если я испытывал гордость от сознания, что первым достиг таких высот, я не имел права жаловаться на медлительность людей. Это я втолковывал себе все те годы, хотя иной раз по ночам мне было уже невмоготу ждать и верить; тогда я кричал: «Почему?!» - и не находил ответа. Потом, в тот вечер, когда меня решили-таки чествовать, я стоял на театральной сцене и думал: вот тот момент, которого я добивался. Я думал, что буду счастлив, но ничего не испытывал. Помнил только те бесконечные, бессчетные ночи и свой возглас «Почему?!», так и оставшийся без ответа. Поздравления и аплодисменты теперь значили так же мало, как прежде насмешки. Если бы мне сказали: «Простите, мы запоздали, спасибо, что не перестали ждать», - я не потребовал бы большего; они могли бы взять у меня все, чем я владел. Но то, что я видел на лицах, то, что говорили, наперебой восхваляя меня, ничем не отличалось от речей, которыми обычно потчуют художников, а я никогда не верил, что это может говориться всерьез. Казалось, люди говорили, что ничем мне не обязаны, напротив, своими убеждениями и целями я обязан их глухоте, что бороться, страдать, терпеть - это мой долг перед ними и ради них, несмотря на всю несправедливость, пренебрежение, издевательства и глумление, - все это я должен был смиренно переносить, чтобы научить других наслаждаться моим трудом, это и мое предназначение и их законное право. Тогда-то я и постиг природу духовного нахлебника, понял то, чего раньше не мог и вообразить. Я увидел, что они залезают в мою душу так же, как в карман Маллигана, присваивают богатство моего духа так же, как его состояние. Мне открылись наглость и озлобленность посредственности, хвастливо демонстрирующей свою пустоту, как пропасть, которую надо заполнить телами более достойных людей. Я понял: они стремятся насытиться моей музыкой так же, как деньгами Маллигана, жить за счет тех часов, когда я сочинял ее, за счет того, что послужило источником моего вдохновения; они хотят все заглотить и сохранить уважение к себе, вырвав из меня признание, что я создавал свою музыку для них, что своим успехом я обязан в конечном итоге не собственному таланту, а их значимости… В тот вечер я поклялся, что впредь они не услышат ни единой моей ноты. Я ушел из театра последним, улицы были пустынны, в свете фонаря меня поджидал незнакомый человек. Меня не понадобилось долго убеждать. Концерт, который я посвятил этому человеку, назван «Песнь свободных».

Но ведь, как ни странно, уже сейчас в сети Интернет существуют действующие (реально действующие) модели коммунистических систем.
Те же литературные сайты, где каждый человек может опубликовать своё произведение, и все люди могут читать эти произведения в неограниченном количестве. Те же тематические форумы, где каждый человек может помочь другому решить его проблему и поделиться своими знаниями. От каждого - по способностям и каждому - по потребностям. И люди с высокими способностями получают от окружающих заслуженный почёт и уважение.

Айн Рэнд в своих словах заявляет, будто бы человек совсем не ценит бесплатное.
Мне доводилось читать в Сети рассуждения одного иностранного издателя о том, что книги должны стоить дорого, иначе их никто не будет воспринимать, как ценность. Но позвольте! Ведь ценность книги определяется её содержанием, а не цифрами на ценнике, приклеенном к форме (к обложке). Скорее наоборот, внешняя ценность нужна людям, которые не способны оценить ценность внутреннюю.
Зато слова «своим успехом я обязан в конечном итоге не собственному таланту, а их значимости» столь же актуальны и для коммерческого искусства. Ведь некоторые люди, заплатив деньги за произведение, начинают считать себя в праве диктовать свою волю «купленному ими» творцу.

Конечно, такое распространение произведений в наш пока ещё капиталистический век само по себе автора не накормит. Однако есть же в родственной литературе области разработки программного обеспечения авторы, труд которых оплачивается обществом - через различные фонды и некоммерческие организации. Причём оплачивается соразмерно их высокой способности творить.

Запись опубликована Логово скорпиона. You can comment here or there.

Правила копирования, Экономия экономики, Айн Рэнд лжёт

Previous post Next post
Up