"С севера, через северо-восток, восток ближних окрестностей Москвы идет примерно 50-километровая полоса земли, где не возводят жилых домов, не прокладывают линий электропередач и газопроводов.
Это зона будущего восточного отрезка канала имени Москвы, или Восточного судоходного канала. Его почти 60-километровая трасса возьмет начало Пяловского водохранилища, пройдет севернее Мытищ, восточнее Балашихи, повернет на юг к Люберцам и сольется с Москвой-рекой у Кулаковских излучин, между гидроузлами "Андреевка" и "Софьино.
Восточный канал будет представлять собой крупнейший комплекс сложных гидротехнических сооружений. Здесь намечено создать три шлюза и три водохранилища общей площадью более 1200 гектаров - в пойме реки Клязьмы, близ Щелкова и Люберец. Последние города станут портовыми. Появятся механизированные грузовые причалы, обслуживающие крупные промышленные комплексы, находящиеся вдоль канала и в восточной части Московской области. На Люберецком водохранилище построят речной вокзал". (вычитал [info]modelman в книге "По Москве-Реке", М., 1977).
Между тем, проект Восточного судоходного канала существовал еще с 30-х годов, со времени строительства канала Москва-Волга или канала имени Москвы. Восточный канал планировался как вторая очередь этого канала. Его трасса должна была пройти обойти Москву с востока и соединиться с Москва-рекой в районе Южного порта Война поставила крест на этом проекте. После войны Москва стремительно отстраивалась и выход канала в Южный порт был уже не возможен. Поэтому в 70-х годах проект переделали на вышепредставленный. По проекту планировалось построить Восточный порт - и подмосковные Мытищи должны были стать портовым городом. Канала должен был пропускать суда класса "Волго-Донов", то есть водоизмещение более 5 тысяч то и суда типа "река-море".
Часто путают неосуществленный проект Восточного судоходного канала с уже построенным Восточным водопроводным каналом.
Восточный водопроводный канал предназначен для подачи воды из Учинского водохранилища на первый подъём Восточной водопроводной станции. Построен в 1937. Длина канала 28 км, в том числе 9,3 км в железобетонных трубах. Почти на всём протяжении канал выполнен в две нитки (открытые русла - трапецеидального сечения, закрытые - круглые трубы). Восточный водопроводный канал находится в зоне санитарной охраны: зона строгого режима (первый пояс) - на 150 м от уреза воды в открытой части и на 50 м от трубопровода - в закрытой. К зоне строгого режима примыкает зона ограничений (второй пояс), охватывающая полосу 1 км с каждой стороны канала. Для предотвращения попадания поверхностных стоков в канал сооружены нагорные канавы, а для защиты от грунтовых вод устроен дренаж. Вода Учинского водохранилища забирается с различных глубин - в зависимости от требований технологии очистки. Трасса канала разбита на ремонтные участки. Примерно на середине трассы между Восточной водопроводной станцией и водохранилищем располагается водозабор Калининградского водопровода с фильтровальной станцией и вторым подъёмом. Восточный водопроводный канал оканчивается искусственным водоёмом, являющимся регулятором («ковшом») уровня на всей трассе канала. В «ковше» вода дополнительно осветляется, производится предварительное хлорирование на очистных сооружениях Восточной водоочистной станции. Посмотреть на трассу канала можно через Викимапию. Начало канала можно посмотреть
здесь, далее следите за трассой.
Разумеется проект судоходного канала так и останется навсегда проектом. Жаль, ведь цели и значения его были весьма обширны. В Генеральном плане развития Москвы 1971 года он описывается следующим образом.
".....Создание нового канала позволит снять грузовое движение судов с Москвы-реки в центральной части города, освободив ее для внутригородских пассажирских перевозок, и расширить сеть пляжей и лодочных станций.
Транзитные перевозки для Воскресенска и других городов и населенных пунктов Московской области будут вынесены за пределы столицы. Одновременно на 63 км сократится путь на участке между Пяловским водохранилищем и Кулаковскими излучинами на реке Москве относительно существующего движения судов по каналу имени Москвы.
Восточный канал - это крупнейший комплекс сложных гидротехнических сооружений, и на его трассе намечено строительство трех шлюзов. На участке, проходящем по пойме реки Клязьмы, предусмотрено создать водохранилище площадью 275 га, другое - площадью 140 га вблизи г. Щелково и, наконец, третье водохранилище - Люберецкое - разольется на площади свыше 800 га.
На Восточном судоходном канале будут построены два грузовых порта - на Щелковском и Люберецком водохранилищах - и ряд механизированных грузовых причалов, которые станут обслуживать крупные промышленные комплексы, находящиеся вдоль канала и в восточной части Московской области. Новые грузовые порты будут связаны с Московской и другими районами области железнодорожными и автомобильными магистралями. Подъездные пути в портах, кроме смешанных водно-железнодорожных перевозок, позволят эффективнее использовать складские помещения и механизмы даже в межнавигационный период.
Новой зоной отдыха станет водохранилище, которое образуется в результате благоустройства мытищинских торфоразработок. Его свяжет с Восточным каналом соединительный канал, по которому пойдут пассажирские суда типа "Ракета" и "Москва". Восточный судоходный канал и водохранилища, расположенные в живописной местности лесопаркового пояса и Московской области, несомненно, полюбятся отдыхающим. Сюда смогут отправиться водным транспортом тысячи пассажиров. На Люберецком водохранилище построят пассажирский речной вокзал, к которому можно будет попасть с Московской кольцевой автодороги, а в дальнейшем и по Ждановскому радиусу метрополитена.
Создание Восточного канала позволит обводнить северо-восточные и восточные районы лесопаркового пояса и Московской области, обеспечит орошение ближайших к каналу сельскохозяйственных земель, улучшит водоснабжение города...."