Музей ракетных войск стратегического назначения

Aug 15, 2017 11:09

Каждому школьнику известно, что Украина обладала третьим по величине ядерным потенциалом, которого ей вполне хватало, чтобы стереть с лица Земли все живое двадцать два раза, и от которого она отказалась за филькину грамоту Будапештского меморандума. Все, что осталось - это уникальный музей, наверное, единственное на планете место, где любой школьник может детально осмотреть все подробности монстров, некогда грозивших человечеству уничтожением. Наконец и мне повезло туда попасть. Рассказываю.

Трасса Киев - Николаев. Ничем неприметный поворот среди бескрайних полей, и вот - тройной забор с колючей проволокой, небольшая парковка под солнцепеком, группа одноэтажных строений и целый арсенал всяких пушек и ракет.



На входе - сарайчик с сувенирами и импровизированный окопчик.



Приехали ровно к началу очередной экскурсии. Цена первой части - символические 80 гривен, охватывает все наземные экспонаты и верхний уровень командного пункта. Еще за 200 гривен можно спуститься на нижний уровень и посетить командный пункт пусковых установок.



Экскурсовод - такой колоритный дядька с внешностью, интонациями и даже усами российского террориста Гиркина. По-моему, идеально подходит для создания атмосферы и духа советской военщины. Мол, мы вне политики, но вы все помните, что Хитрый Лис отдал басурманам наше фсьо забесплатно.



Экскурсия начинается с аллеи. Это - бюсты командующих РВСН.



С другой стороны - узлы ракетных двигателей.



Какая-то хрень в двигателе, вертелась со скоростью 30 000 оборотов в минуту. Кажется, какой-то насос.

42-я армия имела филиалы в Белоруссии и России. Подчинялась Москве, после 91-го - Киеву. Ядерная кнопка - небольшой чамоданчик с кодами и средствами связи - была у трех человек в государстве - президента, министра обороны и главы Генштаба. Для команды на запуск достаточно было любых два из них.



Макет командного пункта. Эта штуковина, 30 м в высоту, висит на специальных подвесах в шахте.



Комната, посвященная Хиросиме и Нагасаки. С потолка свисают бумажные птички - память о японской девочке, которой пообещали, что она будет жить, если сделает тысячу птичек. Успела сделать 600.



Теперь снова вышли наружу. Здесь - куча самых разных ракет. Вот ракета с самонаведением



Еще ракеты



По возрастающей



Точка У



Все увлеченно слушают



Подходим к настоящим монстрам. Одна такая хрень несла 6 ядерных боеголовок и 30 ложных мишеней. Другая - 10 и 40. Одна боеголовка способна превратить в пыль пространство радиусом в 50 км. Одна ракета способна превратить в зону сплошных разрушений территорию в 200 000 квадратных километров (данные экскурсовода). Экскурсовод обводит взглядом слушателей и спрашивает, представляют ли они себе такую площадь. Такую площадь мало кто себе представляет. А таких ракет у нас было 170.



Продолжаем осмотр. Теперь нам рассказывают о том, как охранялась пусковая установка.



Это сейчас тут посажены абрикосы. Раньше здесь были три ряда проволочных заграждений с двумя полосами. По первой полосе проходила система сейсмодатчиков и датчиков движения, по которым можно было без видеокамер определить, какое именно животное пытается преодолеть заграждения. По второй полосе шли минные заграждения. Мины находились на складе и в случае введения военного положения могли быть установлены за полчаса. Кроме того, на проволоку постоянно подавалось напряжение в 700 В в мирное время, в случае тревоги - повышалось до 1200 и в военное время - 3000. Для постоянной запитки электричеством в соседнем сооружении стоял сдвоенный судовой двигатель с генератором.

Кроме того, здесь имеются пулеметные вышки. Пулеметы на них со специальными электрическими предохранителями, которые разблокируются для стрельбы из поста охраны. Для чего так сделано? - спрашивает экскурсовод и тут же отвечает. Потому что солдату на вышке может быть скучно и он может захотеть пострелять. Команда на стрельбу приходит только с поста.

В пост охраны ведет подземная галерея. По поверхности земли, вообще, никто не ходил.



Контейнер для ракеты.



Рядом - погрузчик и транспортировщик, с помощью которых ракеты устанавливались в шахты.



Поражает крохотная кабинка, в которой нормальный человек вряд ли может разместиться с комфортом. А ведь ракеты надо было развозить на огромные расстояния. Если их делали на Южмаше, а везти могли не только в Закарпатье, но и в Казахстан или в Сибирь.

Наконец, пусковая шахта.



Крышка весом в 30 тонн была заполнена парафином специального состава. Парафин очень хорошо изолирует от радиации. Крышка поднималась взрывом пиропатрона в цилиндре на угол 81 градус, после чего ракета выстреливалась при помощи еще одного заряда на высоту 40 м над землей - так называемый минометный старт - затем включался ракетный двигатель - тот самый, на гептиле, и затем крышка под своим весом закрывалась для обеспечения скрытого старта. Впрочем, не уверен, что даже на 40 м над землей двигатель ракеты не выжигал кусок земли или как минимум ураганом сносил траву.

Еще одно адское изобретение - "рука мертвеца".



Вот эта штуковина своей активной частью направлена на юг. С южной стороны у нас летают большинство спутников. Советские инженеры придумали систему из специальных спутников, которые запускаются подобными ракетами. Спутники выходят на околоземную орбиту, откуда дают команду всем пусковым установкам на запуск ракет без помощи команд с командных постов. Таким образом, если даже все командные посты всех пусковых установок удалось нейтрализовать, один-единственный спутник способен привести всю адскую машину, все пусковые установки, в действие.

Антенна связи.



Она наклонена для удобства обслуживания. В случае уничтожения из шахты командного пункта выстреливается еще одна. Если и та уничтожена - там есть еще 6 штук.

Спускаемся в галерею командного пункта.



Здесь все аутентичненько.









Экскурсовод включает часть вентиляционной системы, которая обслуживает морозильные камеры. Гул стоит, слов не разобрать. Как при таком шуме что-то можно в телефон прокричать?



Здесь заканчивается первая часть экскурсии. Жадные жлобы, пожалевшие 200 гривен, идут наверх. Ну а мы отправляемся на осмотр командного пункта. В тесном, на двух человек, лифте спускаемся на самый нижний ярус.



Экраны. Телетайпная клавиатура.





И, конечно же, заветная "красная" кнопка. Кнопка, как выяснилось, серая.



Для того, чтобы произвести пуск, необходимо было, чтобы два офицера в чине не ниже майора и в должности не меньше замначальника караула синхронно, норматив на тройку две секунды, провернули ключи и, опять же синхронно, норматив на тройку полторы секунды, нажали на серые кнопки.

Кресла. Обычные совковые самолетные кресла. Неудобные, но зато с ремнями безопасности. Как мы помним, все это сооружение висит на специальных подвесах в огромной шахте. В таких креслах постоянно сидели не только офицеры на боевом дежурстве, но и тысячи, десятки тысяч пилотов и боевых, и гражданских самолетов, и, скорей всего, даже космонавты. Я сидел в этом кресле - так вот, если вы сидели в сиденьи "Богдана", то в "Богдане" удобней.



Посредине имеется кресло для посетителя. Посетителем мог быть офицер в чине не меньше генерала. Оно такое же неудобное, только уже без ремней.



Нехитрый быт: самовар, плитка и даже советская микроволновка. Смена заступала сразу на 12 часов. Каждые несколько часов из Москвы приходят различные указания, проверяется готовность, проводятся тренировки.Чтобы выйти в туалет, необходимо было просить разрешение из Москвы.



-- Почему именно самовар? -- спрашивает экскурсовод.

-- Потому что электрочайников с автоматическим отключением при вскипании воды тогда не было -- отвечаю. Я знаю, о чем говорю, сам сжег в детстве штуки три.

-- Неправильно, -- отвечает экскурсовод. -- Самовар прикручен к полке. Его опрокинуть и разлить воду на пульт нельзя. Можно подставить стакан и налить себе не больше 200 грамм воды.

Как попадала в самовар вода, он не уточнил.

Мы переходим в бытовой отсек. Он сверху командного пункта, подниматься по корабельной лестнице. Здесь очень тесно. Имеются три узкие полки под углом друг к другу. В шкафчиках - литература для служебного пользования, немного вещей и запас еды на 40 дней.



И туалет.



Дверь - обычная вагонная, с вагонным же замком. И унитаз с умывальником - тоже вагонные. Ничего для своих ракетчиков совок изобретать не стал, вся его изобретательская энергия ушла на выдумывание изощренных мегамашин для уничтожения цивилизации.

Этот командный пункт предназначен для управления стартом сразу десяти ракет. Одна из пусковых шахт - здесь же рядом, остальные могут быть в радиусе двух десятков километров. Всего Украина обладала, повторюсь, 170-ю ракетами.

Нам устраивают главный аттракцион. Хотя все оборудование, обеспечивающее старт ракет, демонтировано, пульты подключены для имитации пуска ракет. Мы садимся в кресла, нам командуют, какие кнопки нажимать, включается сирена, мы нажимаем серые кнопки. Через минуту загорается "пуск произведен". Ракеты стартовали, миру осталось жить 18 минут. Да, здесь не закладывается программа полета, не ставятся цели для ракет. Все, что здесь нужно - это в определенный момент нажать на две серые кнопки и стереть цивилизацию с лица земли, и ракеты полетят в любую точку планеты по уже запланированному кем-то маршруту, хоть через Южный полюс.

Наконец мы поднимаемся на лифте на верхний уровень и идем по длинной галерее в административное здание, с которого начинали экскурсию.



Интерьеры здесь специфичные.



Музей существует за счет платы за экскурсии. Зарплата сотрудникам идет от министерства обороны.



Дверь в конце актового зала.



Нехитрый быт сотрудников.



Ну а мы сели в машину и поехали в Вознесенск есть пиццу



и купаться в Южном Буге.



И да, скажу здесь. Слава богу, что мы избавились от этого говна. Хер бы оно нам помогло при нынешней российской агрессии. А повернись история иначе - фиг знает, кому бы оно вообще досталось. Не хотите же вы видеть какого-нибудь Януковича с ядерной кнопкой?

история, оружие, лытдыбр

Previous post Next post
Up