ВЦИОМ опубликовал данные, которые отражают воспоминания россиян о советском гражданском флоте, а не сегодняшнее положение дел в сфере пассажирских авиаперевозок.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, какие авиакомпании наиболее известны россиянам, услугами каких авиаперевозчиков пользовались наши соотечественники в течение последних двух-трех лет, и авиарейсы каких компаний они считают наиболее безопасными, экономичными и комфортными.
По результатам опроса «Аэрофлот» - самая узнаваемая авиакомпания (ее указывают 45% опрошенных), а также самая популярная (40%), самая безопасная (26%) и обеспечивающая самые комфортные условия полётов (17%).
Для сравнения: о «S7 Airlines» вспомнили только 2% опрошенных, летали её рейсами лишь 5%, как о самой безопасной об S7 отозвался 1% и только 3% считают её рейсы самыми комфортными.
Опрос проведён 6-7 февраля 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Для каждого более или менее регулярно летающего россиянина очевидно расхождение этих цифр с личным опытом и здравым смыслом. Трудно поверить в то, например, что в Новосибирске только 2% помнят о существовании S7 Airlines. Не стараясь увидеть в результатах опроса ВЦИОМ «джинсу», заказанную госмонополией,
как это сделал Финам, мы причину такой картины видим в другом.
Во-первых, опрос ВЦИОМ изучал не состояние индустрии, а представление россиян о ней. Кто же попал в выборку?
Советский аэрофлотовский слоган «Летайте самолетами!» по-прежнему актуален в нашей малолетающей стране.
![](http://blog.arrivedok.ru/wp-content/uploads/2010/02/aeroflot_poster.jpg)
По данным
ArrivedOK.mobi, средний американец летает самолетами 9-11 раз в год, средний европеец 3-5 раз, средний россиянин - 1 раз в два года (в азиатской части России еще реже).
Любой желающий может потратить какое-то время на поиск в Интернете, чтобы убедиться в этих цифрах. Мнение вот этого, летающего 0.5 раза в год условного среднего россиянина и отражено в результатах ВЦИОМа.
Вывод очень простой: россияне, по большому счету, не летают самолетами. Респонденты в выборке ВЦИОМа просто говорят о том, чего не знают. Это то же самое, что собрать жюри конкурса красоты из слабовидящих.
Показательно присутствие «Сибавиа» в ответах 7% респондентов на вопрос «Какие работающие авиакомпании Вы знаете?» Агентство «Сибавиа» - это транспортный брокер, но никак не авиакомпания. Та же ситуация с «Росавиа», которую вспомнили 3% респондентов - этот перевозчик так и не был создан, но шума о нем в СМИ было много.
Выборка из регулярно летающих пассажиров дала бы совсем другие результаты. Никто же всерьез не думает, что S7 или «Аэрофлот» с его Ту-154, в которых коленки упираются в спинку впереди стоящего кресла, комфортнее и безопаснее, чем British Airways, American Airlines или Lufthansa, набравшие по этим параметрам менее 1%. ВЦИОМ и не пытался это показать.
Что показал ВЦИОМ, так это силу брэнда «Аэрофлота», унаследованную c тех времен, когда тот был единственной авиакомпанией в стране. Среднестатистический россиянин сохранил воспоминания о советском гражданском флоте - и не приобрел опыта современной индустрии авиапутешествий.
Этому опыту и неоткуда было взяться. В России, слава богу, сохранились авиаперевозки, но индустрия авиапутешествий пока так и не появилась. Советский аэрофлотовский слоган «Летайте самолетами!» как никогда актуален в нашей малолетающей стране.
UPDATE 14/01/2011. «Аэрофлот» сегодня:
Копия записи
ArrivedOK - ваш личный авиадиспетчер.