Провели несколько в высшей степени разнообразных дней в Пури. Аж три с половиной.
Велорикша спит, подложив под голову сиденье от тележки.
Во- первых, мы оба заболели. То ли простудились, то ли, судя по общему хору таких же кашляющих вокруг, поймали местную бациллу. Хорошо болеть вместе - оба одинаково ничего не хотели, жаловались, наперебой гуглили таблетки, угощали ими друг друга и тупили. Пили молоко с медом и чай с лимоном и имбирём. Прятались под одеяло.
После ночного бегства из Бубанешвара заселялись ранним утром, в полубессознательном состоянии заходя во все отели подряд. В результате оказались в приветливой, но безумной паломнической общаге, где быстро одурели от шума и запаха канализации. Решили выйти развеяться на пляж, благо вот он - попали в недра рыбацкой деревни, где пл яж используется в качестве свалки и сортира. Вылезли оттуда - увидели реку, которую лучше бы не видели (и не нюхали). В общем, некоторый треш. Вечером попытка погулять оставила редкое в Индии ощущение неприязни и небезопасности. Первые впечатления были совсем не очень.
Вообще Пури - один из четырёх главных вайшнавских паломнических центров. И не просто вайшнавских, а кришнаитских. Его центр - храм Джаганнатх, где Кришна, его брат Баларама и сестра Субхадра (которую я играла на Мхбх!) представлены в довольно нетривиальном виде:
Случилось это с ними так: однажды жёны Кришны, собравшись на женской половине, травили байки, как именно развлекался когда-то Кришна с пастушками-гопи. Субхадру они попросили покараулить у дверей, но она так увлеклась рассказами, что не заметила, как подошли Кришна с Баларамой и тоже заслушались. От прекрасных воспоминаний о пастушках Кришна так разомлел, что стал терять человеческую форму, а вместе с ним и Баларама с Субхадрой. Вот такими, полуразмытыми и очень довольными, они и запечатлены статуями в этом замечательном колоссальном храме, куда нихрена не пускают иностранцев.
Всё, что нам доступно - это пойти на крышу библиотеки напротив входа и оттуда посмотреть на храм. Библиотека заслуживает отдельной песни. В старых чёрных шкафах лежат связки пальмовых листьев с санскритом - и стоит какая-то потертая беллетристика на английском. Служитель невероятно бодро рассказал нам историю библиотеки и показал фотки, где лорд Маунтбеттен, последний вице-король Индии, посещает библиотеку в 1939 году, чтобы сфотографировать храм (стоял вот на этом самом месте!), потом служитель попросил денег, конечно.
Храм огромен и впечатляющ, и кстати так же
впечатляюща огромной ширины улица, по которой летом катят колесницу с божествами на недельку погостить в другой храм. Это единственная возможность для иностранцев увидеть Джаганнатх, да и та крайне сомнительна, потому что кришнаитов в Индии ДОХРЕНИЩА. По этой улице, несмотря на всю ее ширину и в обычный день приходится проталкиваться, а в праздник полные кранты. Ещё Паша объяснил мне, что именно отсюда пошло слово "
джаггернаут".
Но это всё теория, а мы тем временем на следующее утро взяли и переехали во дворец. Среди отелей, которые мы прошли в первое утро, был один, поразивший моё воображение. Я такого вообще ни разу тут не видела - когда входишь с пыльной шумной улицы в ухоженный сад, окруженный стеной, а в глубине - старая усадьба. "Отель Мэриголд, лучший из экзотических", только тщательно отремонтированный. Белые стены, темное дерево, просторные комнаты, никого не видно, иногда только проходят приветливые мальчики из обслуги. Уже через несколько часов в нашем гесте я была готова переехать туда за любые деньги. Но чудесным образом там нашлась недорогая комната с общей ванной (учитывая, что мы вообще были единственными постояльцами в этом крыле здания) - и мы заселились.
На самом деле, в Индии надо иногда прятаться от Индии, иначе совсем подавит шумом, звуками, запахами, энергией и бурлением жизни. И такой отель - лучшее, что случалось со мной в этом смысле, не считая того дома в Тривандруме, где мы с Кристиной прожили неделю в феврале.
Продолжение следует