Копернигк

Nov 17, 2020 09:58

По наводке scholast читаю книгу Кёстлера "Лунатики". Это одна из лучших известных мне книг по истории науки. Начинается она с рассказа о древнегреческой астрономии, но по-настоящему интересной становится с биографии Коперника - ему, а также трём другим отцам-основателям современной астрономии в основном и посвящена книга. Книга открывает множество малоизвестных и неожиданных фактов о Копернике, перескажу их вкратце, хотя крайне рекомендую всем прочесть оригинал:

1) Коперник был убежденным последователем Аристотеля. Сейчас популярны такие выражения, как "Принцип Коперника", "коперникианская революция", так вот сам Коперник (Копернигк в оригинальной транскрипции, которой придерживается автор) никаким революционером не был, а, напротив, был весьма консервативным и в общем-то не "творческим" человеком. Астролом он тоже был так себе, почти ничего не наблюдал сам, полагая, что древние греки и арабы собрали уже достаточно эмпирического материала. Зато был весьма изощренным математиком. А так он всю жизнь вёл скучный и замкнутый образ жизни и никуда не высовывался. Идея гелиоциентризма, известная еще со времен античности, но никем не доведенная до уровня целостной математической концепции, пригодной для расчетов - заинтересовала его тем, что общепринятая геоцентрической система Птолемея была... недостаточно аристотелианской: планеты двигались по орбитам с переменной скоростью, а это-де нарушало гармонию сфер. Точнее, скорость была постоянной относительно некой воображаемой точки (экванта), которая, как и сами планеты, описывала идеальную окружность.

2) Вообще эти окружности были не такими уж идеальными, поскольку центр каждой из них двигалася по другой окружности (эпициклу) и так далее много-много раз, в результате планеты должны были описывать весьма замысловатые фигуры (примерно как на картинке, но сложнее) - только так можно было объяснить их видимые перемещения в небе. Обычные звёзды "движутся" строго по кругу, но планеты этого делать, по понятным причинам, не могут - скорость и направление их видимого движения всё время меняются. Но не придумывать же для них новую теорию? Раз большинство небесных тел движется по кругу, значит и остальные тоже должны по кругу, всё по бритве Оккама. Под это дело Птолемей насчитал несколько десятков эпициклов, а в системе Коперника их стало даже больше. Но зато все планеты двигались с неизменной скоростью относительно центра!..



3) Гелиоцентрической систему Коперника можно назвать лишь условно, поскольку центр земной орбиты по его расчетам не совсем совпадал с Солнцем, а другие планеты тоже обращались вокруг этого центра. К тому же орбитам теперь были приписаны еще и колебательные движения. Исправить эти недостатки и заодно избавиться от эпициклов удалось лишь Кеплеру столетие спустя - он первым ввел эллиптические орбиты вместо круговых, хотя ему самому эта идея совсем не нравилась: никакого объяснения этой эллиптичности тогда не было. Не нравилась она и его младшему современнику - Галилею, который, хоть и известен как ярый противник Аристотеля, продолжал отстаивать эпициклы. Интересно, что сама идея эпициклов принадлежит тому же древнегреческому математику, который исследовал конические сечения - одним из которых был эллипс...

4) Церковь, в лице нескольких кардиналов, одного Папы Римского и других менее значительных лиц, упорно преследовала Коперника с просьбами опубликовать, наконец, свои выкладки. Сам Коперник, кстати, тоже был вовсе не обычным священником: должность каноника была скорее светской, фактически он был министром в части теперешней Польши, которая тогда находилась под непосредственным папским управлением. Тогда, в расцвет Ренессанса, отличавшийся от времен конца жизни Галилея примерно как Серебрянный век от сталинизма, никакие церковно-административные кары за чисто научную работу Копернику не грозили точно - напротив, папа Лев весьма благоволил наукам и искусствам. Окажись Коперник более решительным, дальнейшая судьба гелиоцентризма могла быть совсем иной. А пострадал он разве что от Лютера, который известен своими грубоватыми шутками в адрес гелиоцентризма.

5) С реакции католической церкви на Лютера и все протестанское движение как раз и начался период закручивания гаек. Последние годы жизни Коперника были омрачены начавшимися религиозными конфликтами. Публиковать свою работу он по-прежнему не спешил, не желая вступать в дискуссии с аристотелианским мейнстримом. И тут на помощь пришел... протестант: немецкий математик Ретикус, который живо заинтересовался теорией Коперника, сподвиг его завершить свою рукопись и взял на себя её редактирование и издание. Он же планировал написать работу, которая примиряла бы новую систему мира с богословием. Однако завершить издание он не успел, а новый куратор, из еще большей осторожности, решил пойти другим путем и добавил к работе Коперника предисловие, в котором вся новая система объявлялась всего лишь умозрительной схемой, облегчающей расчеты положения планет. Коперник, по-видимому, не одобрил тон этого предисловия, хотя по существу оно вполне отражало его собственные взгляды - во всяком случае, систему эпициклов традиционно считали именно что умозрительной схемой ("Shut up and calculate!" своего времени). Но ничего изменить не успел, один из первых экземпляров книги он получил уже на смертном одре.6) Гораздо хуже было то, что в собственном введении Коперник ни слова ни сказал о Ретикусе - вероятно, посчитав, что упоминание протестанта в книге, посвященной Папе, может показаться не слишком уместным... При том, что сам Ретикус не побоялся приехать на территорию враждебной протестантам страны (впрочем, без всяких для себя последствий), а затем публиковать книгу католика. Это так подкосило верного ученика, что после смерти Коперника он более не возвращался к гелиоцентризму. Остался неопубликованным и его теологический труд, посвященный новой системе - впрочем, ни протестанты, ни католики еще долго не проявляли к ней особой враждебности. Хуже было то, что не проявили интереса и учёные - главным образом потому, что книга Коперника была абсолютно нечитаемой. Ее основные идеи были популярно изложены Ретикусом еще до основной публикации, и это сделало Коперника своего рода символом гелиоцентризма, но расчеты в его системе были ничуть не проще, чем в уже устоявшейся птолемеевской. Гелиоцентризм лишился пламенного продолжателя в лице Ретикуса и целое столетие оставался на задворках научной мысли. Книга Коперника почти не переиздавалась, за исключением содержащихся в ней уточненных таблиц положения планет: они считались лучшими вплоть до выхода работ Тихо Браге.

Богословие, История науки, popular science

Previous post Next post
Up