Из обсуждения
моей лекции на Предании.ру:
Алексей Павлов: Трудно поверить, что Бог творил мир до грехопадения через эволюцию. Динозавры, кровь, многочисленные катастрофы и вымирания - все это как то совсем не похоже на "хорошо весьма" после каждого Дня Творения. И зачем все эти страдания до духовной причины - человеческого греха? Нет в этом никакой любви к творению, одна бессмысленная жестокость...
Не верится, что Бог-Любовь способен на такое!
В этом плане концепция альтеризма гораздо более приемлема. Там главная сложность - как перешли Адам и Ева в падший мир. Но любое действие Бога, выходящее за рамки привычного опыта, для нас непонятно . Как не могут быть никогда поняты церковные Таинства. Может быть и остановится на мысли, что это тайна, которую мы своим рассудком не сможем до конца понять?
Эта концепция положена в основу труда о.Олега Мумрикова "Предстояние перед тайной" о богословском взгляде на естественнонаучные проблемы.
arrenk: «Но любое действие Бога, выходящее за рамки привычного опыта, для нас непонятно». Золотые слова! И их с полным основанием можно отнести к (не)пониманию эволюции альтеристами, которые усматривают в ней "бессмысленную жестокость". А между тем, всё то, что открыла об истории жизни современная биология, намного превосходит подобные антропоморфные стереотипы.
Смертность живых существ - закономерное следствие всей структуры законов мира, а с другой стороны - необходимое условие существования экосистем и эволюции видов. Лично для меня знакомство с палеонтологией открывает именно красоту и гармонию живого мира, а вовсе не бессмысленность. Представления о "жестокости" мы экстраполируем из своего человеческого опыта, но человек - это уникальная личность, с потенциалом бесконечного развития - именно поэтому для него доступно личностное бессмертие. Там же, где нет личности, оно не имеет никакого смысла (подробнее я писал об этом в
статье). К слову, некоторые св. отцы допускали, что Бог изначально сотворил животных смертными в предведении грехопадения человека - можно посмотреть на это и под таким углом. Но, на мой взгляд, здесь важнее сама иерархичность и постепенность совершенствования тварного мира. Бог творит мир "из ничего", и семь дней творения - это путь от ничто к Божественной полноте. На этом пути поэтапно возникают такие качества материи, как оформленность, жизнь, способность воспринимать окружающий мир и, наконец, на уровне человека - разум, личность и потенция к бессмертию: три этих качества взаимосвязаны. «Там главная сложность - как перешли Адам и Ева в падший мир». Главная сложность альтеризма в том, что он подпитывается стремлением закрыть глаза на реальность Божьего мира, освещаемую наукой, и любой ценой сохранить устоявшиеся представления, традиционные для донаучной эпохи. Впрочем, я не считаю этот вопрос существенным для христианина, в противном случае мы имели бы более ясные указания Св. Писания. Если кому-то альтеризм помогает примирить науку и веру - что ж, лучше так, чем никак.