Решил, что по мимо фотографий, буду выкладывать в своем ЖЖ различные обзоры на прочитанные книги, прослушанную музыку и т.п. А начну сию традицию с рецензией на дебютный альбом группы The Smile «A Light For Attraction Attention» (Свет для привлечения внимания).
Данное трио образовалось относительно недавно и состоит из двух участников Radiohead, вокалиста Тома Йорка и гитариста Джонни Гринвуда, а также барабанщика Тома Скиннера из джаз-бэнда Sons of Kemet. К записи также был привлечен Лондонский Оркестр Современной Музыки, а продюсером выступил Найджел Годрич - человек, который продюсировал практически все альбомы Radiohead (фактически шестой участник группы).
Обложку нарисовал Стэнли Донвуд - постоянный художник хедов
Что впечатлило в альбоме, так это его конструкция. Многие детали, например ломанные гитарные рифы, нестандартные песенные формы (без схемы куплет-припев-куплет-припев) довольно сложны в своем исполнении, но при этом сама музыка проста. Ведь, по сути, тут только бас, гитара и барабаны, а обрамляют их, различные инструменты: от электронных эффектов и синтезаторов, до духовых и струнных. Исключение составляет разве что полностью электронный трек The Same.
Если же говорить о жанре, то перед нами электронно психоделический пост-рок с джазовым звучанием. Согласен, определение вышло сумбурным, но только потому, что музыка на альбоме получилась разноплановой, каждый трек не похож на предыдущий. Однако общий стиль и концепция присутствуют.
Что мне нравится в музыкантах Radiohead, так это то, что они до сих пор способны удивлять. И хоть это не полноценный альбом радиоголовых, тем не менее, он не исключение.
Взять, к примеру, The Smoke состоящей (помимо ударных) исключительно из одной бас гитары, которая задаёт мелодию и делает ритм всей композиции. А мимолетные духовые вставки привносят в трек схожесть с джазом и соулом 70-х годов (у меня почему-то именно такие ассоциации).
Также мной был упомянут жанр психоделический пост-рок, так вот Thin Thing как раз об этом. Ритмичная гитара Джонни Гринвуда и спотыкающийся местами барабан Тома Скиннера задают необычный темп, а после звучащего эффекта "улетучивания", музыка трансформируется в дикий и необузданный грув. После такого, трудно представить, что в группе играют всего три человека.
Порадовал на альбоме и вокал. Видимо пандемия и карантин пошли на пользу голосовым связкам Тома Йорка. Чарующий, потусторонний фальцет в грустной и дождливой Speech Bubbles - это, наверное, лучший вокал Тома за последнее время.
Тексты песен также любопытны, а местами даже троллят самих слушателей. Взять, к примеру, сновиденческую и убаюкивающую Open the Floodgates (которой кстати уже более 10 лет), где есть такие слова:
«Не томи нас
Переходи уже к припеву
Позволь этому случиться
Нам нужны хорошие мотивы
Без твоего дерьма
И сердечных страданий»
Как никак, укол в сторону слушателей, которым подавай что-нибудь из старых, "гитарных" Radiohead, времён альбома The Bends.
Однако, после довольно мрачноватых композиций, свет привносит трек Free in the Knowledge. Песня о надежде и объединении, сила которых, может победить даже авторитаризм. Эти строчки как раз об этом:
«Свободен в знании
Что однажды это закончится
Что все уже изменилось»
...
«Лицо, использующее страх
Чтобы попытаться сохранить контроль
Но когда мы соберемся вместе
Кто знает?»
Но интереснее другое. Трек состоит из двух частей, и если первая с воодушевляющим настроем, то вторая меняет эмоции уже в сторону сомнений.
Далее идут два трека, A Hairdryer и Waving a White Flag, которые лично мне не пришлись по душе, по той причине, что показались каким-то невнятными и лишними. На мой взгляд, без них альбом смотрелся бы лаконичнее. Хотя... я могу и ошибаться. Возможно, стоит их расслушать более внимательно.
А вот We Don't Know What Tomorrow Brings (Мы не знаем, что принесет завтрашний день) интересна своим густым и плотным синтезатором и ускоряющимся темпом в конце. Однако, в припеве чувствуется, что не хватает мощной электрогитары. На концертах песня звучала куда динамичнее. Тем не менее, это актуальный трек, который отражает нынешнее время.
Закрывает альбом Skrting on the Surface - единственная по-настоящему светлая песня из всех. Хотя текст и говорит об эфемерности нашей жизни: «Стоит нам только щелкнуть пальцами, и мы исчезнем», сама музыка вышла воздушной и медитативной. Скорее всего такой эффект получился за счёт неспешного перебора гитары и импровизации духовых (особенно саксофона) к концу трека.
Если бы у Radiohead вышел новый альбом, возможно, он звучал именно так. Музыка получилась интересной, необычной и крайне душевной.
Моя оценка 8/10
Послушать можно, например, на Яндекс.Музыке:
The Smile альбом A Light for Attracting Attention слушать онлайн бесплатно на Яндекс.Музыке в хорошем качестве
Слушайте на Яндекс.Музыке
music.yandex.ru