Продолжение про памятники, созданные для того, чтобы их было сложно снести. В отличие от новомодных трендов.
Части
I-IV V-VIII IX-Эпилог IX
В порту Дарлово (Darłowo, Польша) интересный памятник был создан совместными усилиями как людей, так и природы.
Wiki - Port DarłowoНа фото видны оградительные молы аванпорта и направляющая пала (наверняка опять jetty) для входа в реку, где расположены бассейны порта.
А сам порт находится глубже в реке Вепше (Wieprza).
Дальше собственно история памятника.
В декабре 2013 в северную Европу пришел циклон Ксавьер (Xaver).
Wiki - Cyclone XaverУстроив по всей Европе наводнения, выключение света и красивые фотографии с волнами и брызгами, завалив по пути полноразмерную модель Т-Рекса в Бремерхафене, шторм дошел до Польши, до местечка Darłówko. И там 5-6 декабря уже под местным таким домашним именем Ксаверий (Ksawery) взял и при помощи штормовых волн переложил тетрапод массой 5 т с внешней стороны Восточного мола прямо на его макушку. Наверное, чтобы все могли полюбоваться красотой блока, который в Польше называется Gwiazdoblok - то есть, звездный блок, блок-звезда. Ну и заодно утащил еще 18 штук в море, на память.
Сначала было не очень симпатично:
Но благодарные люди оценили предложенную Ксаверием хорошую идею, немного убрали мусор…
Тут же привинтили табличку - и вот готов памятник.
Людям, природе, тетраподу.
X
Румыния - родина стабилоподов.
В 1962 году руководитель Румынии Георге Георгиу-Деж посетил Констанцу (Constanța) - крупнейший город-порт страны, и дал указание на расширение порта и судоверфи.
Вики - Констанца (порт)Специалисты с целью расширения кругозора побывали в Гдыне, Гданьске, Москве, Одессе, Ленинграде, где получили представление о новинках портостроения и в том числе о применении в портовом строительстве тетраподов. И в этом контексте инженеры Mircea Lateş и Mircea Ulubeanu разработали новый блок - стабилопод «звездообразный бетонный блок с четырьмя опорами, снабженный на концах выступами, образующими устойчивые узлы» (автоперевод).
При конструировании разработчики рассмотрели несколько вариантов законцовок и выяснили, что треугольная форма является наиболее эффективной с точки зрения взаимной зацепляемости блоков.
В 1964 году изобретение было запатентовано, причем были упомянуты не только имена двух инженеров, но и всей команды, которая способствовала выполнению плана. В 1990-1991 годах стабилоподы начали использовать за рубежом, например, в марокканских портах, где работали румынские специалисты.
В морском музее Констанцы установлен стабилопод с нечитаемой табличкой. Но предполагаю, что ее текст вполне соответствует теме данной подборки.
Есть и памятники без табличек. Прекрасная "малая архитектурная форма".
Каждому садоводу - по стабилоподу!
Блоки популярны в народе, вот реклама напитка-энергетика, довольно забавная на мой взгляд:
Интересно, что в 1999 году в Варне (Болгария) и в городе Зонгулдак (Турция) были применены полые стабилоподы, уложенные на дно с природоохранной целью - для создания искусственных рифов, повышения биологической продуктивности шельфа, выращивания мидий, препятствования незаконному тралению.
Но это уже отдельная история.
XI
Совместная испано-американская военно-морская база в городе Рота (Naval Station Rota, Base Naval de Rota), Испания, расположена возле крупнейшего порта Кадис (Cádiz), у самых ворот в Средиземное море. Здесь американские корабли делают передышку перед важными делами в регионе, а самолеты летят дальше на Ближний восток, там тоже много интересного.
Самим испанцам изначально эта база была нужна для снятия режима изоляции Испании после Второй мировой, а также для экономического развития региона. База также используется и в собственных военных целях.
Wiki - Naval Station Rota26 сентября 1953 года было подписано соглашение о сотрудничестве и в строительстве американских военных баз в Испании, и этот день считается датой основания базы в Роте. Строительство началось 1 апреля 1955. «2000 человек и 300 ослов участвовало в строительстве» - примерно так написано в журнале, посвященном 50-летию базы. Ну да, я немного сократил текст.
Конечно же, база впитала в себя весь передовой опыт своего времени, поэтому не прошли мимо нее и тетраподы. 10 500 тетраподов массой 25 т были уложены в оградительный мол. Одна из известных фотографий того времени наглядно демонстрирует высоту блока 3,3 м. Хотя правильнее писать 10.78 футов: база-то американская.
14 апреля 1958 база была официально открыта, и дальше только развивалась. В 1966 был сдан в эксплуатацию новый волнолом, в последующие годы был построен широкий пирс, а Главный мол расширен с устройством причалов с внутренней стороны. Максимальный расцвет был достигнут на пике Холодной войны в 80-е годы (16000 военных и членов семей).
Тетраподы в таком виде и в таком количестве были настолько суровы, что даже суровые американские военные разных подразделений взяли их себе на эмблемы.
вот так даже лучше:
Эм… о чем я…?
А, памятники!
Как и на любой большой стройке, большое количество тетраподов осталось на руках у военных и местного населения.
Военные используют тетраподы для заметных указателей
И для "дембельских" фотографий
На этом фото некий Antonio Linares Fernandez, нарушая с семьей ковидный карантин, фотографируется рядом с тетраподом. Приблизительно 60 лет назад Антонио работал в Corbetta Construction, которая изготавливала тетраподы для мола.
Фирма очень известная, даже упоминается в книжке "Коррупция и рэкет в строительной индустрии Нью-Йорка".
Некоторые тетраподы смогли вынести с базы - в самом городе Рота тетрапод стоит возле отеля Hotel Duque de Najera.
Со времен 80-х американский контингент базы сильно уменьшился, однако, строительство в гавани не прекращается до сих пор: в 2005 построена шпора в районе Юго-Восточного волнолома, в 2009 удлинена линия причалов у Главного мола, в 2011 построен новый широкий пирс, а в 2012 реконструирован и расширен старый.
В 2003 база отметила золотой юбилей - свое 50-летие. В честь этого события уважаемые испанские и американские адмиралы нашли еще один тетрапод, и со словами о «духе служения защите мира и свободы» открыли мемориальную табличку ...
... на которой ничего не видно:
Весьма поучительно, что на сувенирной медали изображена не сама база Рота и ее военная гавань, а соседний городок Рота и его яхтенная марина. Конспирация и еще раз конспирация! Ну или может это ситуация в духе времени: «девочки-дизайнеры - такие девочки».
A todos, sinceramente, muchas gracias.
XII
Еще немного скульптур, историю которых не нашел, а картинки есть.
Berlevåg, Finnmark, Norway
Kuwait
Puerto Rico, Gran Canaria, Spain
Тетраподик стоит на заправке, в голове оградительного мола. Картинка увеличительная, можно разглядеть.
Пока доехали и поужинали - уже стемнело, поэтому только такое фото.
На вид высота тетраподика до метра, то есть скорей всего вес 0,5 т, максимум 1 т.
Puertito Güímar, Tenerife, Spain
Аккроподы (1981) - следующее детище французской Sogreah (ныне Artelia) после окончания действия патента на тетраподы. Тоже широко применяются в мире.
Wiki - AccropodeНа Тенерифе в городке Пуэртито Гуимар (по названию открытых Туром Хейердалом пирамид Гуимар, находящихся неподалеку) аккроподы применены на оградительном молу городского яхт-клуба (марины), и один из них установлен для красоты на площади рядом.
Во время строительных работ по усилению мола новенькие аккроподы тоже выглядели живописно:
Marine Drive, Mumbai, India
Около 7 000 тетраподов массой ~4 т на участке 1200 м было уложено вдоль набережной бухты Бэк-Бэй (Back Bay) еще в 60-е годы, и с тех пор их количество вдоль всего городского берега увеличилось, наверное, раз пять. Поэтому тетраподы в Мумбае/Бомбее довольно популярны, в том числе и в виде временных инсталляций.
Ну да, это уже не памятники, Ну пусть будет.
... и даже еще в обертке
Напоследок - искусство Тайваня
Какая-то модернизированная форма тетраподов. Если попадется название - добавлю.
Название попалось, блок называется シェークブロック или Shake Block, патентованное название.
Click to view
Ну и совсем на прощание - сувениры из Роты...
... и из Клайпеды
Заключение
Информация получена из открытых источников, случайно попавшихся по картинкам в интернете. Поэтому могу предположить, что памятников берегозащитным блокам в мире может быть гораздо больше.
По итогам обзора надо заметить, что большинство из перечисленных памятников не очень знамениты, довольно однообразны, не сильно художественно выразительны (Тайвань - исключение!), да и места установки не особо популярны. Зато настоящими памятниками гидротехнике и гидротехникам, конечно же, являются сами сооружения, когда сотни и тысячи бетонных блоков образуют фигуры и линии, не только заметные из космоса, но и полезные людям. Пусть стоят сто лет!
И все сознательные люди должны встать на защиту таких полезных памятников от сноса))
PS: Наличие и состояние изображенных памятников на сегодняшний день мне не известно, ведь сами мы не местные))
PPS: Телефон защитницы памятников тоже не знаю))
КОНЕЦ