Смарт.
Фрэнк Джеффри Эдсон Смарт (
Wiki)
Примерно сто лет назад (в 1921) в Австралии родился, а потом в 2013 в Италии умер художник Джефф Смарт. А в 2022 я впервые узнал о его творчестве. Ну, хоть так, спасибо интернету.
Картину, по которой его нашел, покажу в конце (тему можно попробовать угадать), а пока почему-то вспомнилась китайская притча про то, что дракона-то нарисовать может кто угодно, но по-настоящему крутой художник оценивается по изображению петуха. Кажется, Смарт исчерпывающе доказал китайцам свою крутизну изображением аутентичных заброшенных парковок, дорожных знаков и всякого транспорта.
По-моему, вполне похоже:
Reflected Arrows (1974)
Смарт родился в Аделаиде в 1921 году. Начал рисовать в раннем возрасте. Получил образование в гимназии Палтни и средней школе Анли и изначально хотел стать архитектором. Однако после учебы в Педагогическом колледже Аделаиды и Южно-Австралийской школе искусств и ремесел в 1937-1941 годах стал преподавать искусство в школах Департамента образования Южной Австралии в 1942-1947 годах. В 1948 году Смарт отправился в Европу, учился в Париже. «По мере того, как моя техника улучшалась, я обнаружил, что могу рисовать те вещи, на которые мне нравилось смотреть, эти улицы трущоб за городскими квартирами». В 1950 году жил на острове Искья в Неаполитанском заливе, В 1951 году художник переехал в Сидней и провел там следующие годы сначала в качестве искусствоведа в Daily Telegraph (1952-54), затем учителя рисования в Национальной школе искусств (1956-62). Одновременно со всем этим вел детские программы на телевидении. В конце 1963 года Смарт на круизнике Castel Felice (
Wiki) отправился из Сиднея в Лондон, потом поехал в Грецию. В 1965 году вернулся в Италию и прожил там всю оставшуюся жизнь, считая себя «австралийцем, живущим за границей» и имеющим австралийский паспорт. Его последняя работа «Лабиринт» была завершена в 2011 году, после чего он объявил о завершении карьеры.
Тут и дальше гуглоперевод, в котором особенно доставляют фразы типа "Умный в основном рисовал маслом, акрилом и акварелью". Ну, свезло с фамилией.
Study for Red Arrow I (1973)
Мне кажется, тут можно поверить информации, что "два модернистских реалиста (?) оказали огромное влияние на картины Смарта, - это Алекс Колвилл и Эдвард Хоппер". Колвилл, помните? (
https://algarphoto.livejournal.com/480481.html). Хотя и другим художникам автор делал реверансы в своих работах.
The Guiding Spheres (Homage to Cezanne) II 1979-80
Variations on Theme by Ian Bent 1969
Контейнеров у автора много, причем мастерство изображения рифления с годами только росло.
Waiting Containers, Syracuse Harbour, 1977
Second Study, Containers and Silos at Livorno 1990
Это, конечно, невозможно, но там справа на дальнем плане явно гениальное предвидение нашего ФКРК (джентльмены, за клуб!).
И вот тоже:
Second Study For Prudhoe Bay Landscape, 1974
К слову, в окончательной версии картины контейнер стал красным. Возможно, потому что власти тогда скрывали! Доходило даже до такого:
И дорожные знаки. Много дорожных знаков.
Skaters 1999
Любопытно, как он делал наброски с этими знаками. Рисовал картинки в картинке)
Panel of Studies for Waiting Woman Naples Turn-Off
Не прошла мимо и гидротехника. Port of Dampier (в честь Уильяма Дампира (
Вики), англичанина и капера) - крупный грузовой порт в Западной Австралии. Основные грузы - железная руда, СПГ, соль. Официальный
сайт, если интересно. Художник в свое время увидел его таким:
Dampier Port 1966
Dampier I (1966)
Dampier II (1966-1967)
Dampier III (1967)
Возможно, что правильно картины Смарта называли сюрреалистическими. Однако, сам он утверждал, что "сюрреалистичным является современный городской мир, а не его изображения". Так что, может в его годы там по молу и бегали клоуны, кто их этих антиподов разберет.
В Австралии художника ценят, три его картины перевалили за миллион долларов (австралийских,
Вики):
Autobahn in the Black Forest II, 1979-80
Holiday 1971
Самая знаменитая - Self Portrait at Papini's 1984-1985 (1.260.000 AU$ в 2014)
Хотя, возможно, эти сведения из Wiki слегка устарели. Вот
тут пишут, что уже до почти двух мультов дошло, и самые дорогие картины не эти, хотя тоже входят в десятку.
Но мы тут не продаем. Показываем)
Сам автор не парился признаваться, что люди на его картинах не улыбаются, потому что он не может хорошо рисовать улыбки, и считал художников-абстракционистов людьми, которые так и не научились рисовать. Ну а когда там улыбаться, некогда же:
First Study for the Arrow Carriers, 1978
В 2001 году Смарт стал кавалером Ордена Австралии (
Вики) "за заслуги перед изобразительным искусством, особенно за его характерное изображение городского пейзажа и за поддержку молодых художников" и как офицер ордена мог писать на визитках "АО".
Коль уж отдельно упомянули про последнюю прижизненную картину - вот:
Labyrinth, 2011
Так а с чего же я начал знакомство с творчеством Смарта? Да сначала узнал, что Fiumicino это не только аэропорт Рима, но еще и симпатичный городок. С маяком...
The Lighthouse, Fiumicino, 1968 - 69
...а еще с параллельными молами...
(это не картина, если что)
... и - тадам! с тетраподами)) Похожими на тетраподы! Хотя и не совсем по ГОСТ.
The Breakwater, Fiumicino, 1986-87 oil on canvas 66x130cm
Есть еще много любопытного, полистайте, если не лень:
https://blog.daum.net/kmozzart/5725https://theconversation.com/on-the-elegance-and-wry-observations-of-jeffrey-smart-one-of-australias-favourite-painters-171109https://www.artrecord.com/index.cfm/artist/3928-smart-frank-jeffrey-jeff-edson/https://www.aasd.com.au/index.cfm/list-all-works/?concat=SmartFrankhttps://www.artland.com/artists/frank-jeffrey-edson-smarthttps://www.aasd.com.au/artist/5-frank-jeffrey-jeff-edson-smart/https://web.archive.org/web/20150214033828/http://www.deutscherandhackett.com/node/37500011/https://www.smh.com.au/entertainment/art-and-design/jeffrey-smart-a-modern-australian-master-20140527-391vc.htmlТам же можно прикупить пару картинок или их копий, если что.
UPD: Тов Algarphoto, забор специально для тебя:
Corrugated Gioconda, 1976
UPD2: Постоянным читателям - фрукты от знаменитого австралийского художника. На фоне окияна, полагаю.