- Хорошо бы нам с тобою здесь подольше задержаться
В Кандалакше, в Кандалакше, где снимали кандалы.
Сайт "Красивые песни о городе Кандалакша"
- Хоть их жизненный путь очень труден,
Кандалакша им Родина-мать.
Сайт "Красивые песни о городе Кандалакша"
- Причалов тишина, оглохшая в шторма,
И ты, и добрый пес в промозглой Кандалакше.
Слова О.Митяев, музыка О.Митяев, исполняет О.Митяев (вот так совпало удивительно)
Это всё к чему. Даже по этим сатирическим куплетам таким одухотворенным лирическим эпиграфам-песням видно, что Кандалакша - город непростой судьбы. Первые упоминания в летописях о регионе и то звучат как "Мало их прииде" - это о новогородцах, которые дошли до Белого моря и потом не все вернулись.
"Лопаря обидеть легко, потому что он добр" (с).
Ну а дальше как обычно: рыба, переселенцы, злые шведы, песец, Крымская война, Википедия.
И всё бы ничего, нормально бы жили. Но после того, как в 1915 году в тех краях проложили железную дорогу, на город обратили внимание гидротехники. И всё заверте...
Есть очень симпатичная книжка "
История порта и города. Морской порт Кандалакша 1915", группа авторов, 2015.
Если не получится скачать, то все равно рано радоваться: в книжке есть пара ссылок прямо на наш с вами ЖЖ с историями и картинками:
Выставка о Первой мировой войне (тов Vaga-land)
Россия в 1918-1919 годах из французского архива (тов Humus)
Про более ранний период постов не нашел. Возможно, что тогда ЖЖ еще не было, хоть нам сейчас в это и сложно поверить.
Дальше немного про гидротехников, коль они случайно (нет) были упомянуты в тексте.
В 1885 году в составе Министерства путей сообщения при Временном управлении по устройству Санкт-Петербургского морского канала образована Временная комиссия по устройству коммерческих портов. Нынче бы это звучало как ВКУКП при ВУУСПБМК в МПС. Как видите, МПС не всегда было только железнодорожным. И даже изначально совсем не железнодорожным. Начиналось все с "водяных и сухопутных" сообщений, потом добавились остальные сообщения, включая авиационные, а затем потихоньку все они разбежались по собственным министерствам. Нынче, к слову, они снова все вместе в Минтрансе, с еще кучей других коротких сообщений.
В общем, это и мои геральдические звери инструменты тоже))
Так вот, путем сложных манипуляций с названиями и переподчинениями, на фоне войн, революций, еще войн, гласности и перестроек, со временем основным наследником этой Временной комиссии стал считаться нынешний АО "Ленморниипроект", отметивший в прошлом году 135 лет. Да, тут, пожалуй, уместно то самое "нет ничего более постоянного...". Сучки и ветки этого библейского генеалогического дерева при желании можно поизучать тут:
Ленмор. Начало.
Еще немного терпения, и сложным путем мы все-таки выйдем на след моего изначального замысла этого поста. Вот это всё выше и еще немного ниже - еще не он))
Надо бы не забыть метку "Старый Мазай..."
Итак, перенесемся (но давайте только мысленно) в 1937 год.
В порту Кандалакша намечается серьезное строительство, проектировщик - один из предков Ленмора - Гипроводтранс.
Картинки - из книжки:
Планируется возведение причала для погрузки на суда апатитового концентрата. Конструкция - ряжевая. То есть, на подготовленное и выровненное дно устанавливаются большие деревянные ящики, которые после установки засыпаются камнем. Потом пространство между ряжем и берегом засыпается грунтом, который упирается в ряж и образует нужную территорию. Некоторое представление можно получить погуглив из картинки, изображающей реконструкцию соседнего Соляного причала, который буквой "г" слева на плане. Реконструкцию выполняли в 1959 году, проектировщик назывался "Ленгипроарктика", и это да-да, одна из веток Ленмора. Или наоборот, корешков? Запутался. Короче, в 1957 году Ленгипроарктика вошла в состав Ленмора, а в 1961 ушла во, внезапно, ЛенаЭропроект. Так любят у нас читать некоторые несерьезные товарищи вывеску на одном из зданий у Обводного канала. Но мы культурно поправляем, что он Аэропроект.
Примерно вот так выглядит ряжевый причал:
Интересно, что в реконструкции 1959 года принимал участие начальник отдела Середа В.А. (фото мелкое, но вроде можно разглядеть):
И вот этот Середа В.А., уже намного позднее, поделился воспоминаниями про описываемую стройку Апатитового причала в порту Кандалакша в 1937 году.
Зачем тут всю дорогу упорно упоминался Ленмор? А эти воспоминания были опубликованы в одном из его сборников.
Причем тут я? Ну, мне этот сборник случайно попался. И там местами про гидротехнику. Но согласитесь, эти две фразы не смогли бы потянуть на длинное, но одновременно познавательное вступление, как я люблю. А заметка, которой хотел поделиться - вот она:
Это странно, что руководителя проекта не зацепили. Нынче вроде ГИПа или ГАПа сразу во всем обвиняют. Но это не моя история, не в курсе подробностей.
В настоящее время порт Кандалакша работает, по данным на 2015 год в порту 5 причалов длиной 585 м, часть из них - с тех самых описываемых пор.
Было и есть много планов по развитию, но они все на бумаге.
Ну, за выполнение инструкций, тщательные изыскания, правильные расчеты и контрольное бурение!
И за сказки конец))