- Нью-Игарка, мадам, Лос-Дудинка
И иностранный поселок Тикси...
Рабинович
Algarphoto напел))
Спасибо капитану Лобусову ДВ за внезапное количество читателей, примкнувших к тосту II.
Ну он сам виноват, ведь сложно писать про мореходство в Арктике без его картинок. А без его работы сложно и с самим мореходством в Арктике))
Тост V
Арктический бассейн
Порты Восточной Арктики
Порт Тикси
По ЕСИМО в порту расположено 17 причалов общей длиной 1724 м. Но действует из них по Реестру в 2011 - 2 причала длиной 315 м, а по Обязательным постановлениям 2017 - три причала (причал 10 и Восточный пирс №1) общей длиной 403 м. Плюс четыре терминала: Зеленый мыс, расположенный в устье реки Колыма; морской рейдовый терминал в устье реки Яна; морской рейдовый терминал Оленѐкская протока, расположенный в западной части устья реки Лена; морской рейдовый терминал у мыса Быков, расположенный в южной части устья реки Лена.
Есть планы реконструкции порта, в том числе связанные с базированием ВМФ и развитием аварийно-спасательной инфраструктуры СМП. Также существуют планы строительства нового терминала в Оленкском заливе для Таймылырского ТЭК.
Порт Певек
В Реестре в 2010 - 3 причала длиной 500 м. По ЕСИМО есть еще вспомогательный причал и причал нефтебазы. По Обязательным постановлениям 2015 - те же три причала (причал №1 ограничен в эксплуатации), причал нефтебазы имеет длину 104.3 м. И вспомогательный пирс имеет длину примерно метров 25-30, судя по линейке в Гугле.
В 2016 сильно обветшавшие причалы 1 и 2 начали реконструировать с устройством шпунтовой оторочки. Сначала срок был декабрь 2017, но потом работы были остановлены. Теоретически, продолжение работ должны были закончить в конце 2019. Проектировщики - НПКПроект (проект), ПКФ Юко (рабочие чертежи).
В 2019 были озвучены намерения Новатэка построить в Певеке СПГ-терминал для бункеровки судов. Но это, видимо, после «Арктик СПГ-2». Также есть планы на развитие проекта «Баимская площадь», который тоже потребует расширения порта.
14 сентября 2019 в Певеке успешно пришвартовался ПЭБ «Академик Ломоносов» - базовая часть ПАТЭС. Этому событию предшествовало строительство морских сооружений (мол-причал) для безопасной швартовки и стоянки ПЭБ с учетом колебаний уровня, сильного ветра, волн, льда с торосами, сейсмики. Причал по швартовным палам имеет длину порядка 160 м, оградительный мол - 600 м, плюс берегоукреплений еще набежало порядка 175 м.
Автор проекта - Союзморниипроект, генпроектировщик для разработки рабочей документации - Ленпромтранспроект, разработчик чертежей морских сооружений - Гипроречтранс. Между последними были какие-то суды, но это уже для изысканий любознательных юннатов, потому что построили все равно немного по-другому: Мортрансниипроект переделал проект под технологию строительства Треста Запсибгидрострой с их трубошпунтом.
Порт Мыс Шмидта
Порт в 2006 г. вошел в состав порта Певек как грузовой район. Выгрузка производится на рейде путем распаузки. Когда-то намораживался ледовый пирс. Надежды на развитие связаны с военными.
Состояние какое-то такое:
Мыс Отто Шмидта. Ни жив, ни мёртв. Порт Провидения
По ЕСИМО 6 причалов и 524м, по Обязательным постановлениям 2018 - 4 причала длиной 284 м, по свежим данным Реестра (июнь 2020) в порту 3 причала длиной 335 м и нефтепирс длиной 16 м. Но с нефтепирсом немного напутано, указан размер 13х16м, а это только его технологическая площадка. Подходная дамба там метров 190.
Интересно, что осуществляется заход иностранных пассажирских судов с туристами на борту с Аляски. Наверное, в связи с интересом к СМП в порту планируются какие-то движения, но конкретных цифр не нашел.
Фотопримечательности:
Был такой порт. Провидения. Порт Эгвекинот
По ЕСИМО 4 причала 575 м. Обязательные постановления 2017 - 4 причала 570.6 м, Реестр 2020 - 2 причала, но все равно 570.6 м. Фух, вроде всё на месте))
В 2016 в морских портах Певек и Эгвекинот произведен ремонт помещений (кабинеты капитанов портов), в морском порту Провидения приобретено помещение для проживания капитана порта и офиса филиала, в нем также произведен ремонт. Во все филиалы закуплена и установлена новая офисная мебель, произведена полная замена оргтехники. Да, это не строительство причалов на сотни нефти, но ведь тоже нужно?
Любопытно: на дне акватории морского порта находятся/лись (данные на 2008) 14 судов различных типов. Одних лихтеров утонуло 11 штук во время сильного шторма в 1989 году (6 потом подняли).
В перспективе все ожидают, что создание Минэкономразвитием в Чукотском автономном округе территории опережающего развития (ТОР) «Беринговский» должно оживить работу всех портов Чукотки.
Порт Анадырь
По Реестру в 2011 - 6 причалов длиной 686 м, по ЕСИМО - 7 причалов длиной 653 м. По Обязательным постановлениям 2017 - 11 причалов общей длиной 1007 м. Да, мне так больше нравится.
Росморпорт сообщает, что причалы 1, 2, 11, 12, 13 ремонтировались в 2014-2015, что радует.
В декабре 2019 Морспасслужба выиграла конкурс на «Строительство паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана в пос. Угольные копи». Причал по проекту на самом деле состоит из трех причалов общей длиной 145 м. Работы не начинались. Проектировщик - Мортрансниипроект. А в апреле 2020 Росморпорт объявил конкурс на проект реконструкции причала №7. Так что, планы есть, но пока на будущее.
Порт Беринговский
По Реестру в 2019 - 4 причала длиной 269 м. По ЕСИМО - 6 причалов длиной 456 м. По Обязательным постановлениям 2017 - есть угольный двусторонний пирс с причалами 185 и 97 м и «причалы 3,4,5» длиной 175 м, то есть 457 м.
Могу предположить, что внешняя часть пирса на реконструкции. Тогда плюс-минус 270 м в эксплуатации и осталось. Порт рейдовый, а причалы - для плашкоутов, портофлота и пассажиров.
Планируется реконструкция порта для увеличения перевалки угля, в финальной стадии которой предполагается строительство угольного терминала в лагуне Аринай. Госпрограммой «Развитие транспортной системы РФ» реконструкция Беринговского порта была намечена на 2020. В 2018 Мортрансниипроект занимался разработкой Декларации о намерениях инвестирования в реконструкцию порта.
Планы на будущее
Штокмановское (проектируемый порт Териберка)
Проект буровой для освоения Штокмановского месторождения (Газпром), перерабатывающего завода и портовой инфраструктуры, включая терминал по отгрузке СПГ в Териберке, так и остались на бумаге. С 2011 решения по разработке откладывались, а в конце 2019 принято решение о ликвидации компании «Штокман Девелопмент». И масштабный проект «Порт Териберка» грузооборотом 500 тыс. т газового конденсата и 30 млн. т СПГ лег на полку. Генпроектировщик - Гипроспецгаз, проектировщик морской части - Ленморниипроект.
Порт Индига (проектируемый порт)
Общий объем операций перевалки грузов нового морского порта Индига может составить 80 млн.т. Планы примерно такие:
- угольный терминал;
- нефтеналивной терминал;
- терминалы СПГ и СУГ;
- универсальный перегрузочный комплекс (контейнеры, генеральные грузы, металлы, навалочные грузы);
- причалы для судов портового флота;
- база подразделения ЛАРН.
С портом также связан проекты «Печора СПГ» и «БаренцКомУр».
На начальных стадиях в 2009 проработками морской части занимался ГТ Морстрой. Потом был всплеск интереса к проекту в 2014 с привлечением Ассоциации морских портов и Росморпорта, а в начале 2016 конкурс на разработку Декларации выиграло Плато Инжиниринг. В 2018 о проекте снова вспомнили, нашли инвестора - корпорацию Аеон, но продолжает ли кто-то проектирование - никто не сознается.
По идее пока идут изыскания, так что про удлинение причального фронта говорить рано. Строительство планировалось начать в 2021, вот и посмотрим))
Бухта Север (проектируемый порт)
Участник комплексного инвестиционного проекта (КИП) «Енисейская Сибирь».
Новый морской терминал (Роснефть), который расположится в 40 км от поселка Диксон, будет использоваться для отгрузки и транспортировки нефти, добытой при освоении нового нефтяного кластера на Таймыре. Планируется построить нефтеналивной терминал мощностью 25 млн тонн с возможностью расширения до 50 млн тонн. Порт и Пайяхское месторождение соединят нефтепроводом протяженностью около 400 км.
Проект порта связан с развитием проекта добычи нефти «Восток Ойл».
Параллельно с возведением порта будет вестись и строительство танкеров на ССК «Звезда». Изначальный план предполагает использование 10 судов дедвейтом 120 тыс. т. В 2019 писали, что проект нефтяного терминала «Порт бухта Север» планирует получить положительное заключение Главгосэкспертизы к лету 2020 года. В общем, лето пока не кончилось. Декларацию делал ГТ Морстрой, автор проекта - Ленморниипроект.
Морской угольный терминал на базе Сырадасайского угольного месторождения
Участник комплексного инвестиционного проекта (КИП) «Енисейская Сибирь»
Компания «Северная звезда» (Норникель), реализующая на Таймыре проект строительства Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов из коксующихся углей, получила положительное заключение экологической экспертизы по ряду объектов Сырадасайского угольного месторождения. В состав объектов проекта входит морской терминал, расположенный примерно в 70 км южнее Диксона между устьями рек Крестьянка и Рогозинка. Первая очередь будущего нового глубоководного (15,5 м) морского порта с причальной стенкой в 500 метров рассчитана на отгрузку 5 млн тонн угля в год. Вторая очередь порта появится, когда начнутся работы на Центральном и Юго-Восточном участках Сырадасайского месторождения, и когда на полную мощность выйдет ГОК. Генпроектировщик - Ленморниипроект.
Терминал СПГ «Обский»
Компания «Обский СПГ» (Новатэк) планирует реализовать в районе Сабетты проект строительства Морского перегрузочного комплекса по погрузке СПГ на танкеры-газовозы пропускной способностью 4,8 млн. тонн в год. В начале 2020 проект прошел Главгосэкспертизу, но Новатэк отсрочил принятие решения по объекту и перенес сроки запуска пока с 2022 на 2024. Согласно проектной документации, запланировано три этапа работ: в ходе первого пройдет реконструкция действующих причалов, на втором этапе предусмотрено строительство технологического причала с эстакадой от завода сжиженного природного газа и береговой инфраструктурой, на третьем проведут устройство крепления дна в акватории технологического причала. Проектировщик морской части - ГТ Морстрой.
ЛСП «Каменномысское-море» (Газпром)
Северодвинские предприятия «Севмаш» и «Звездочка» (ОСК) вошли в пул компаний, занимающихся постройкой ледостойкой стационарной платформы для арктического месторождения Каменномысское-море в Обской губе (Карское море). Предприятия построят 12-й суперблок будущей ЛСП. Согласно предварительным планам, установка платформы на месторождении предполагается в 2023 г., а бурение первой добывающей скважины - в 2024 г. Длина платформы «Каменномысское-море» составит 135 м, ширина - 69 м. Рабочее проектирование ЛСП осуществляется КБ «Коралл» (тоже ОСК).
-------------------------------
Итого, в Арктике размещено ~34 800 м причального фронта, плюс-минус километр (Игарку не учел и несколько мелких терминалов, но учел Витино). Большая часть размещена в западной части. В одном только порту Мурманск - треть этой общей длины. Из этих тысяч метров за последнее десятилетие построено или прямо сейчас достраивается ~3 900 м (в основном Сабетта и Кольская верфь). Плюс к этому построена МЛСП Приразломная с отгрузкой в пароходы длиной 260 м и терминал «Ворота Арктики» для пароходов длиной 249 м. То есть еще условных полкилометра при желании можно приплюсовать.
Вроде бы сравнительно немного, но тут ведь еще важно сохранить имеющееся, которое много лет рассыпалось и продолжает это делать. Поэтому мне даже новость про ремонт кабинетов капитании в Певеке и Эгвекиноте понравилась. Приличные условия труда - это важно.
А если есть условия, то в будущих масштабных прожектах, как мы видим, недостатка нет.
Тост:
Ну, за Путь. Севморпуть!
Продолжение банкета следует...