У тов
funtofil, любителя и коллекционера весов, гирь и их изображений, подглядел подборку с
видами на дом весов (весовую палату) в Гамбурге.
И залип на картинке с подъемным краном. Ну, то есть, практически на первой же картинке и залип))
Как всем известно (тм) порт Гамбурга ведет свою официальную хронологию с 7 мая 1189 года, когда Петр I Фридрих I дал городу торговые привилегии (документ считается подделкой). Конечно, жить, торговать и воевать в регионе начали значительно раньше, но не настолько официально, видимо. Дальше пошли Ганзейский союз, открытие Америки и морских путей в Азию, Наполеон пришел и ушел, объединение (не то) Германии, рост промышленности, присоединение соседних поселений, Эрнст Тельман, операция "Гоморра", объединение (то) Германии и прочие события - все служили фоном росту и развитию порта (кроме "Гоморры", полагаю). Теперь Гамбург - крупнейший порт Германии, второй в Европе и девятый в мире. Так написано в
Вики, хотя все эти рейтинги имеют свои условности.
В истории порта в
Wiki сказано, что в XIII веке центром порта был портовый бассейн Тростбрюке, где были построены графская таможня (1266), весы (1269) и кран (1291). После большого объема разных гидротехнических работ (создания новых бассейнов, каналов и причалов) в 1353 году новый портовый кран под оригинальным названием Neue Krahn построили в новом месте - у моста Hohen Brücke. На протяжении веков деревянную конструкцию меняли несколько раз (видимо, на заглавной картинке - одна из инкарнаций), пока в 1858 году на ее месте не установили железный кран, а в 1896 году его не перевели на электрический режим. Кран использовался до 1974 года и до сих пор сохранился как туристическая достопримечательность (можно в Гугле глянуть - таки да, стоИт).
Вот, пожалуйста, деревянный в 1497
А вот уже побогаче, с плиточкой каменными стенами в 1650
А в 1669 граффити на стены добавили и журавля на стрелу приколотили. Красиво чтоб.
сори, рука чето при фотографировании дрогнула, может потом скан сделаю.
Ну и с жестяным сайдингом, в наши дни.
Оказалось, в мире сохранился еще десяток подобных старинных кранов, даже в более первозданном виде. Да, в большинстве это реплики или модели... ну что ж (с). Wiki предлагает такой
перечень. Поглядите на досуге, некоторые довольно симпатичные. Все они имеют свою интересную историю, но я недавно писал
про Брюгге, и там был/есть свой знаменитый кран. Чем он знаменит? А вот, например, в рассказе про художника Ханса Мемлинга (
Вики) "
Мемлингомания. О похищенной голове и последствиях отравления" показан триптих "Алтарь святых Иоаннов из Госпиталя Святого Иоанна (Синт-Янс) в Брюгге, 1494-97"...
... и если сильно присмотреться...
Да, я не сам увидел, про это прямо в рассказе написано))
Или вот еще начнешь изучать фамильные портреты...
Это некие Filips Dominicle and Barbara Ommejaeghere, примерно 1551-1560, Bruges, Anonymous master (
отсюда).
Ну да, ага, а если вооруженным взглядом (с)
Или вот некий 28-летний Петер Янс Пурбус (Питер Пурбюс,
Wiki) изобразил портреты некоего Jan van Eyewerve и некоей Jacquemyne Buuck, про которую ходят слухи, что она таки тоже van Eyewerve, по случаю чего пара, собственно, и заказала картину в 1551 году. Хотя не, Петер не некий, он географические карты рисовал. Хороший, полезный художник! Ну а кран уже сами разглядите, полагаю)
Вот настолько популярный инстаповод был у людей. Правда немного обидно, что внезапно для меня все эти картины уже давно и подробно рассмотрены, изучены и описаны.
Например или
тут, ну и мильон похожих постов и копипаст. Там же в этих инетах везде пишут, что площадь в Брюгге с тех пор так и называется Kraanplein, а еще что на конце стрелы стоит журавль, который тоже Kraan, поэтому кран это кран, ну и все в таком духе. Сам по себе кран и без всяких портретов хорош, вот попал примерно в 1530 году в часослов на страничку с октябрем.
Или вот удостоился уменьшенной копии там же, в Брюгге.
Не знаю, она же или другая, но понятно, что тоже копия.
Тут какие-то фантазии на тему.
Хотя, возможно, это не Брюгге, а какой-нть Харлем, там тоже похожий кран был (Gerrit Berckheyde, 1638-1698).
Журавля стырили, крылья с колес пропили скурили. Но написано "Брюгге".
К слову, про голландских художников. Питер Брейгель Старший (
Вики) тоже был не чужд прекрасному. Разглядели подтверждения его таланта?))
Вавилонская башня. 1563
Вот, захотелось интересный пост показать про портовую жизнь. Ну не получилось просто кнопку "поделиться в блоге" нажать, простите. Когда-нибудь исправлюсь))
UPD: Есть такая книжка с картинками Michael Batz "Hiev op!: Requiem für die Hafenkrane der Stückgutzeit", 2018 (Хвастаюсь, ага).
Переводится примерно как "Реквием по портовым кранам эпохи штучных грузов" (это когда взамен им придумали контейнерные перевозки). Кривые фотки - оттуда, да. И там реально текст реквиема и даже ссылка на музычку. Ну и вот, поскольку уже почти вечер и конец рабочего дня, не могу не вспомнить простые, но в то же время великие слова оттуда:
Гуглоперевод (мы же помним про кран и журавля, да?):
Хиев оп! Хиев оп! И корабль уходит.
Хиев оп! Хиев оп! И смена закончилась.
Гаваньские огни мигают, вот и все на сегодня.
Хиев оп! Хиев оп! И корабль уходит.
Хиев оп! Хиев оп! И смена закончилась.
Теперь позвольте вечеру погрузиться в себя и не оставайтесь ночью одни.
В мыслях о плане человеческой власти
В глубине души мы называем это моментом погружения.
И конец. На этом церемония заканчивается
Умиротворение души журавля.
Поднимать! Поднимать! Поднимать!
Три железных удара.
Вот, за сказанное))
UPD2: Постоянным читателям и читательницам - не очень тяжелое, так, чтоб без крана. Лето же скоро!
И для непьющих))