Прошло уж много времени с тех пор, как я брался за перо клавиатуру для того, чтобы пополнить свой ЖЖ, так что его в пору переименовывать из дневника в "годовник". Но причина оказалась весьма весомая: очередная (после "Рюриковичей" и "Романовых") историческая популяризационная выставка в Манеже. В данном случае тема сложная и неоднозначная - 1914-1945 гг., время жутких катастроф, двух мировых войн, торжества сатанинских идеологий и жуткого атеизма.
Выставка бесплатная, очередь, как водится, немерянная, от Исторического музея тянется. Пространство вокруг Манежки перекрыто. Я уже смирился с тем, что не имею столько времени, но вчера мне в руки упали 2 приглашения на проход без очереди, распространяемые среди прихожан Сретенского монастыря, так что в самый последний день работы, как раз удалось посетить.
Либеральные "Ухи Мацы" тут же обвинили Церковь чуть ли не в восхвалении советского прошлого и лично Сталина, кто-то даже написал о "предательстве Новомучеников". Ясно, что подобное рассчитано на тех, кто не пойдет. Потому что сходив, могу сказать, что никакого "восторга по совку" в выставке и в помине нет.
Вообще, созданию атмосферы уделено огромное внимание. Все происходящее погружено в гнетущий полумрак, в окружении световых эффектов: огня, дыма и крови. На больших экранах демонстрируется суровая черно-белая хроника, сопровождаемая холодным голосом С. Чонишвили (он вроде). Много текста, правда, я в него не в читывался - устают глаза.
Много портретов, цитат, высказываний, цифр.
"Осколки" Империи.
Редкий факт. Не знал, что шапка, ставшая впоследствии "буденновкой" была разработана в Царской Армии для будущего парада в Берлине, и умышленно стилизовывалась под древнерусский шлем.
Собственно, предметов не так много. Запомнился Евхаристический набор исп. Афанасия (Сахарова), которым он пользовался в заключении. Какой маленький Антиминс!!!!
Жаль, не сфоткал((((
Зал, посвященный Новомученикам. На мой взгляд, логический центр всей экспозиции. Ну и где тут "предательство"? Настоящий мемориальный зал: минимум инфы, темнота, огни, иконы и фотографии...
"Ожившие" мозаики Дейнеки с Маяковской или Новокузнецкой:
На выставку для поклонения привезли икону Пресвятой Богородицы "Державная" из Коломенского. Икона была явлена в день отречения императора Николая. Собственно, и на предыдущие выставки привозили иконы по теме. На "Романовых", видимо, Феодоровская, на "Рюриковичей", вероятно, Владимирская.
На фоне нынешней, происходящей явно не без государства, некой идеализации и почти сакрализации советского прошлого (посредством всевозможных фильмов и сериалов последних лет), эта выставка создает совсем другое настроение, понимание трагизма и катастрофичности произошедшего, а также понимание того, сколь страшны по последствиям революции с их лозунгами создания "совершенного мира". И я рад, что на самом высшем уровне идеи таких мероприятий порождаются, находят поддержку и воплощение. Считаю такое направление "пропаганды" наиболее верным.
Кстати, на соседнем этаже, будто в продолжение темы, разместилась выставка советского романтического реализма. Раньше, в подростковом возрасте, я очень любил все, что связано с "советским миром", а сейчас от всего этого оторопь берет. Ощущение какого-то массового интеллектуального помрачения для целой страны и явной бесовщины.