Ретрофутуризм

May 01, 2012 13:42

Ретрофутуризм (также ретро-футуризм) - это, по свидетельству Википедии, термин, объединяющий в себе понятия «ретро» и «футуризм» (также футурологию). Ретрофутуризм - это то, как люди прошлого (примерно до 1960 годов) представляли себе будущее.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%83%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Добавлю, что особенно характерной его чертой является то, что в ретрофутуризме большое внимание уделено технологиям будущего и не придано значения изменениям в моде и дизайне. В силу этого для ретрофутуристических рисунков хараткерны одежда, прически, внешний вид предметов и прочий антураж середины ХХв. в сочетании с такими технологиями, ктороые зачастую не в полной мере реализованы до сих пор.

Как таковой ретрофутуризм (точнее, тогда еще без "ретро") возник на рубеже XIX-XXвв. на фоне динамичного технического прогресса. Примером можно считать рисунки А. Робиды. Так, например, он представлял себе "видеороман" (что реализовалось впоследствии в качестве видеомагнитофона):



Фантазии на тему будущего продолжались, как уже было сказано, до 60-х гг, а затем, сошли на нет, однако схожие по жанру рисункипродолжают появляться, сохраняя полюбившийся антураж середины ХХв, перемещенный в альтернативный мир будущего. Именно теперь и добавилась приставка "ретро". В моей коллекции есть как рисунки ХХв., так и стилизованные под них современные, отличить которые достаточно сложно.

В наше время сформировалось еще одно направление, близкое к ретрофутуризму - дизельпанк.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BA#.D0.9F.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D0.B8_.D0.B6.D0.B0.D0.BD.D1.80.D0.B0

http://www.livejournal.com/media/530311.html?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=12_08_weekly


Дизельпанк (англ. Dieselpunk) - развивающийся жанр фантастики, описывающий мир, базирующийся на технологиях уровня 20-х - 50-х гг. XX века, а также зарождающаяся субкультура, сочетающая в себе эстетику того времени с постмодернисткими технологиями и чувствами.

Футуристический рисунок в антураже 1930-х (опытный самолет К-7, современная компьютерная графика).



Одно время, этот воздушный линкор даже был моим аватаром на строгинском форуме. Действительно, коллектив Туполева до войны активно строил многомоторных мастодонтов рубленых форм от небольшого двухмоторного ТБ-1 до гигантского АНТ-20 "Максим Горький", разбившегося в страшной катастрофе. Были проекты и поамбициознее, но их реализация была за гранью тогдашних техники и экономики.

Еще один вариант, с вооружением:


Идея насыщения самолетов крупнокалиберной артиллерией по подобию морских кораблей витала в воздухе до войны, и всю войну. Но до реализации добрались лишь истребители, вооруженные танковыми пушками. И хотя, они уничтожали врага с одного выстрела, в целом себя показали нездорово. В конце концов, идею артиллерийского самолета ("ганшипа") реализовали американцы. Они по сей день используют подобный класс самолетов на основе транспортников, но их "главный калибр", конечно, скромнее:




http://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_AC-130

Поскольку наиболее динамичной отраслью 30-х гг. была авиация, то и футуризм 30-х связан с именно с ней. Вот еще один пример (сам рисунок, вероятно, современный, просто стилизованный):




Гибрид самолета с океанским пароходом. Конечно, самолеты на паровой тяге еще во врмена Можайского показали свою нереалистичность, но вот то, что сначала пассажирские летающие лодки, а затем и наземные авиалайнеры с течением времени вытеснили медлительные океанские корабли, оказалось верным.

Примером ретрофутуризма в автодизайне может служить такой автомобиль, как Chrysler PT Cruiser, внешне стилизованный под автомобили 30-х гг.. Видимо, его создатели считали себя родоначальниками целого направления, однако массовым такой стиль автомобилей так и не стал.




Ретрофутризм в антураже 30-х-40-х гг. во всей красе показан в фильме "Небесный капитан и мир будущего".

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD_%D0%B8_%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE







Среди компьютерных игр особенно стоить отметить три части Red Alert, действие которых происходит в альтернативном мире, в котором не было второй мировой войны (А. Эйнштейн создал машину времени и убил Гитлера в молодости), в силу чего СССР неимоверно усилился и сам начал войну против Запада. Во второй части США побеждают, и ставят во главе СССР марионеточного диктатора, который быстро восстает против "хозяев", и начинает против них войну. В третьей части в конфликт вступает еще и имераторская Япония. Вся трилогия является в свою очередь приквелом к серии игр Command & Conquer (действие которых разворачивается в недалеком будущем), но может рассматриваться и отдельно.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Red_alert

Часть 1:






часть 3




Немало внимания уделялось футуризму в СССР, особенно в конце 40-х, начале 50-х. Разного рода рисунки, открытки и мультфильмы изображали советскую страну недалекого будущего, коммунистический золотой век, где пышная архитектура сталинского ампира сочетается с будущими техническими достижениями. Вообще, советская страна, показанная в мультфильмах той поры - это отдельный разговор:
http://zabyg17.livejournal.com/101198.html

Космические корабли заходят на посадку в Москве. Предположительно, из мультфильма "Полет на Луну" (1953)
http://www.animator.ru/db/index.phtml?p=show_film&fid=3031




Апофеозом ретрофутуризма (а точнее, еще без "ретро") стал конец 50-х, начало 60-х. Тогда, под влиянием успехов в ракетно-космической технике футуристический дизайн приобрели автомобили и предметы быта. Сохранилось обилие хромированных украшений, но позднее стал характерен минимализм.







Именно к той эпохе относятся столь любимые мной "рективные" крылья американских (напр. Cadillac Eldorado),




а затем - и советских (ГАЗ-13)




автомобилей.
Видимо, вера в научно-технический прогресс в то время достигла своего апогея. Для многих полеты в космос стали свидетельством того, что "будущее наступило", что не могло не отразиться в дизайне предметов и автомобилей.

Попавшийся мне пример футуристичной архитектуры - кафе "Сокол", находившееся в 1960-70-е гг. в одноименном районе Москвы:




В то же самое время, и чуть позже в Японии зародилось течение метаболизма, выразившееся в создании очень необычных зданий, таких, как башня Накагин.


Башня состоит из отдельных съемных капсул-комнат, которые можно снимать и заменять в любом порядке. Сами капсулы и внутри, и снаружи напоминают космические корабли или батискафы.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD

Что касается футуристических рисунков, то их количество немеренно возросло, они заполнили собой научно-популярные журналы, энциклопедии.
Вот пример из детской энциклопедии 60-х. Том "Техника и производство":




Действительно, в "будущем" (т.е. в наше время), получили распространение многофункциональные торгово-развлекательные центры, где в одном здании собраны и кинотеатры, и общепит, и магазины. Легкие административные вертолеты стали привычным транспортом во многих городах, хотя, например, в Москве они запрещены из-за повышенной опасности такого вида транспорта. В то же время, полноценным массовым транспортом вертолеты стать не могут - слишком дорого. Зелень на крышах так же активно внедряется в наше время, во всяком случае, за границей.

Из той же энциклопедии, том "Вещество и энергия":




Гиперзвуковые самолеты. Прогноз не оправадался. Создание гиперзвуковых самолетов в наше время не предполагается. Начиная с 70-х, рост скорости самолетов остановился и развитие авиации пошло в сторону усовершенствования БРЭО, с 80-х - малозаметности, а с 90-х - в сторону совершенствования маневренности в ближнем бою (только не пойму, зачем она нужна).

Оттуда же:



Повсеместное внедрение полимеров, как предполагалось, могло позволить строить гигансткие легкие, но теплые здания на Крайнем Севере. Полимеры в наше время действительно заполнили почти все стороны жизни, но до пластмассовых зданий дело еще не дошло. Зеленый экраноплан слева тоже пока остается лишь в мечтах. Основной транспорт на Севере - как тогда, так и сейчас - вертолет. Здания сферической формы сейчас никто не собирается строить.

Автомобиль на топливных элементах:




Художник не мог предположить, что с тех пор несколько раз изменится автодизайн, но вот топливными элементами в наше время и правда занимаются.

А вот серийный атомный автомобиль так и не создан.


Портативный атомный реактор нецелесообразен для такого транспорта, как автомобиль, даже если это большегрузный самосвал.

Про попытки создания атомных автомобилей можно почитать здесь:
http://venture-biz.ru/tekhnologii-innovatsii/175-atomnyy-avtomobil

Вот еще одна городская панорама:



До реализации того, что здесь изображено, не дожил только дизайн автомобилей - в наше время он совсем другой. А так, монорельсы и многоэтажные развязки в наши дни действительно нашли применение во многих городах мира.

В наше время так и не появилось подобных сверскоростных автобусов:


Ни шины, ни дороги, как бы ни развивались, не достигли такого совершенства, поэтому реально пассажирский транспорт пошел по пути увеличения скорости поездов и дальности и вместимости самолетов. Скоростные суперавтобусы никому не нужны.

Кстати, разработками сверскоростных поездов в Германии занимались еще до войны. Был сконструирован поезд "Крукенберг" с пропеллером.




http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%A6%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD

Потом он появился в клипе группы Kraftwerk (эта одна из первых электронных групп постоянно использовала эстетику конструктивизма и футуризма) Trans-Europe Express.

image Click to view



Возвращаясь к авиации, нужно еще отметить "конвертопланы", четырехвинтовые вертолеты с поворотными витами и фюзеляжами самолетного типа. На них в 60-70-е гг. возлагали большие надежды
.


Своеобразным прообразом идеи конвертоплана стали американские продольные вертолеты, такие, как CH-46 и 47 и их предшественники,



наш "летающий вагон" Як-24,


Ми-12 (В-12) поперечной схемы,




и винтокрыл Ка-22, уже почти что конвертоплан (винтокрыл отличается от конвертоплана тем, что не имеет поворотных винтов, а имеет раздельно вертикальные и горизонтальные винты, между которыми производится переключение)




На деле, от Як-24 и Ми-12 в нашей стране отказались, после двух катастроф отказались и от дальнейших работ по Ка-22 (винтокрыл оказался слишком сложным). Американцы, хотя и использовали долгое время свои "продольники", постепенно уходят от них, новые не разрабатывают. Современные большегрузные вертолеты имеют традиционную, одновинтовую компоновку. А серийный конвертоплан я знаю только один - американский V-22 "Оспри"




В более скромном виде идея реализовалась в палубных самолетах с поворотными соплами - английском "Харриере" и нашем Як-38 (последний уже снят с вооружения, а довести его "преемника", Як-141 так и не смогли, и в 90-е гг. "сдали" документацию в США).



Возрождение ретрофутуризма в наше время - одно из проявлений всеобщей ретромоды. На фоне богатейших технических достижений наших дней и тупика в искусстве и дизайне, мода на ретро свидетельствует о творческом застое и ощущении безысходности, в которые погружаются Западная цивилизация и Россия. Когда в обществе царит бесцельность и девальвация как духовных, так материальных ценностей. поиски выхода начинаются или посредством ухода в виртуальную фантастическую реальность или в более успешном периоде своей истории. В случае с ретрофутуризмом, можно наблюдать то и другое сразу.

пессимизм, инженерия, авиация, размышления, Европа, Россия, электронная музыка, промышленность, ретрофутуризм, дороги, техника, Запад, искусство, история, будничность, общество, строительство, кино

Previous post Next post
Up