Ещё в 1406 году китайский император Чэн Цзу династии Мин почувствовал, что в новом пятнадцатом веке императору без нового дворца уже как-то не солидно. Последующие 14 лет в самом центре Пекина была развёрнута масштабнейшая стройка, на которую были привлечены более миллиона строителей из числа местных. Дворец удался на славу, да такой, что и в XXI веке является крупнейшим дворцовым комплексом, и одним из самых хорошо сохранившихся. Такой чудесный, что ещё 23 императора после Чэн Цзу сказали ему спасибо.
В такой хороший и красивый дворец солидному императору ни кого пускать не хотелось. Строителей выгнали, ворота запахнули, город назвали запретным (紫禁城, Цзы Цзинь Чэн - Пурпурный запретный город). С тех пор, почти 500 лет за стенами Запретного города могли находиться только члены императорских семей и приближённые ко двору. Проходимцев во дворцах не было вплоть до 1900 года, пока не приехали поделившие между собой Китай, как дойную ферму, европейцы и американцы, которые первыми там и натоптали.
Говоря о Запретном городе нельзя не упомянуть о главной площади Китая, которая раскинулась прямо перед вратами в дворцовый комплекс. 紫禁城, Тяньаньмэнь - площадь Врат небесного спокойствия, а именно так называют главные ворота в Запретный город. Здесь 1 октября 1949 года Мао Дзэдун провозгласил создание Китайской Народной Республики. С тех самых пор, под той самой трибуной красуется его аватарка.
Площадь Тяньаньмэнь - одна из крупнейших в мире, а может быть и самая большая. Дело в том, что главные городские площади редко обносят забором, а потому чётких границ они не имеют. Это зачастую приводит к разногласиям в определении площадей этих площадей. Хех. Одни считают открытые пространства, другие вместе с прилегающими зданиями, у третьих на площади парк и павильоны. Одно ясно точно, размер площади таков, что объекты по центру уже утопают в синюшной пекинской дымке.
В центре площади возвышается монумент Народным героям, открытый в мае 1958 года. Его высота составляет 38 м. За монументом, южнее находится Дом памяти председателя Мао, или проще говоря, мавзолей Мао Дзэдуна, где сам он в саркофаге и покоится. Также на площадь выходят фасады комплекса зданий музеев Истории Китая и Истории Китайской революции, Дом собрания народных представителей, ЦК Коммунистической Партии Китая, Государственный совет.
С южной стороны площади, за мавзолеем, видны так называемые Передние ворота - Цзянмэнь (Quian Men), представляющие в настоящее время две отдельные башни: Главные Солнечные ворота и Башню лучников. Эти ворота являются остатками крепостной стены окружавшей когда-то центральную часть Пекина, так называемый Внутренний город.
Перед воротами Тяньаньмэнь можно увидеть и колонны с драконами и каменных львов, но самым узнаваемым символом площади, да и визитной карточкой Китая, стал портрет председателя КНР Мао Дзэдуна. Портрет узнают все, висит он там вот уже 65 лет, но не многие задумывались о его суровых буднях.
Этот портрет имеет огромные размеры: 6х4.5 метра, вес в полторы тонны, и написан одним художником вручную. В ночь накануне Дня образования Республики, 1 октября, портрет меняют! Влажный климат, ливни, зимние холода, палящее солнце и загазованный воздух разрушают изображение, даже не смотря на то, что художник использует специальные стойкие ко всему перечисленному краски. И так, Гэ Сяогуан, пребывая в должности главного художника портрета Мао последние 36 лет, ежегодно отрисовывает полотнище в 27 квадратных метров, чтобы вывесив его на Вратах небесного спокойствия, через год заменить другим, и уничтожить. Именно так поступают со всеми прежними портретами Мао, поскольку хранить их должно только вывешенными на главной площади Китая.
Дворец Гугун, что переводится, как "Бывший дворец" - именно так китайцы упрощенно называют "Пурпурный запретный город". Как у них язык только повернулся заменить Запретный город на Гугун - не знаю.
Весь дворцовый комплекс занимает площадь в 72 га, что в полтора раза больше, чем вся огромная площадь Тяньаньмэнь, скрывающая в сизой дымке свои противоположные фасады. Во дворце насчитывают почти девять тысяч комнат, а легенда гласит аж о 9999 комнатах, которые мог по настроению посещать император, не опасаясь, что его обвинят в предсказуемости. Может быть комнат хотели построить именно 9999, но пока строили сбились сто раз со счёту, а может быть (что лично мне нравится куда больше), в этом городе до сих пор остались ненайденные потаённые ходы, комнаты и прочие чудеса. Город же!
В названии поста вместе с запретным городом фигурирует название парка Чжуньшань. Что это такое?
Дело в том, что Запретный город нынче хоть и не запретный уже совсем почти, но всё же город. Обойти его вдоль и поперёк можно оставшись там на недельку. Но разные "районы" этого императорского поселения имеют свою планировку и своё назначение, и для просмотра, ограниченного по времени, приходится выбирать. Отправимся в Ленинский район.. в смысле, парк Чжуншань, названный в честь китайского революционера Сунь Ятсена его псевдонимом.
В сердце парка Чжуншань расположен алтарь Земли и Зерна (Усэту, в переводе "Земля пяти цветов"). С 1420 года на алтаре китайские императоры проводили службы и приносили жертвы божествам земли (первоначальное значение иероглифа "ше") и зерна (иероглиф "цзи") и молились о богатом урожае. Стены квадратного 3-ярусного алтаря (Ше Цзи Тань) из белого мрамора. Пять видов почв различного цвета расположены по кругу: зелёная обращена на восток, красная - на юг, белая - на запад, чёрная - на север, а жёлтая находится в центре круга. Подобное расположение олицетворяет древний принцип «вся земля в Поднебесной принадлежит императору». Кроме того, жёлтый - цвет спелого зерна, богу которого и приносили жертву на Шэ Цзи Тань. Земля и зерно составляли материальную основу императорской власти, поэтому жёлтый считался в Китае цветом императора.
А ещё, пять цветов олицетворяли золото, древесину, воду, огонь и землю, а из них, как известно (китайцам), состоит всё.
Жертвоприношения совершали дважды в год, весной и осенью вплоть до 1911 года, когда пала последняя императорская династия Цин. В наше время алтарь огорожен и топтаться по нему запрещено даже желающим.
Покрыть стропила и обрешётку шифером - для слабаков. Организация китайской кровли поражает!
Арка Сохранения Мира - триумфальные ворота (пайфан, 牌坊) в честь выдающегося политического деятеля Сунь Ятсена.
Памятник Сунь Ятсену - китайскому революционеру, основателю партии Гоминьдан (Китайская национальная народная партия), одному из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации». Его перу принадлежат слова: «Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперёд и добьются победы».
Большая благодарность китайцам за то, что почти во всех туристических местах установлены щиты на русском языке. Правда, читать их довольно тяжело, но какую-то информацию с них получить всё же можно. Например, интересен тот факт, что после своей кончины в 1925 году, Сунь Ятсен в Чжуншань зале припарковал свой гроб.
Убранство крыши Лантингбэй павильона.
В Lantingbei pavilion представленны стеллы с гравюрами из императорского фруктового сада, которым более 600 лет.
В парке растут древнейшие деревья, по которым скакали саблезубые белки ещё до строительства Запретного города. Некоторые кипарисы пережили императорские династии Цин и Мин, Юань и Цзинь, а также Ся, Ляо, Сун и Тан - этим деревьям более тысячи лет! Не рубите ёлочки на Новый год, у них впереди целая жизнь.
Коля любит Олю, Оля любит Толю, Серёжа здесь был, а также Шелаболиха 2012... Всё, как обычно.
Деревья огорожены, по корням ходить нельзя, от того земля рыхлая, и корни выползают погреться наружу.
Ворота с каменными львами, ведущие к Алтарю земли и зерна.
В 1918 году генералы Wang Huaiqing и Li Jieping приволокли каменных львов. Где-то, как-то захватили, болтаются без дела, нате. И на самом деле, таскать двух каменных львов, вес которых около четырёх с половиной тонн, занятие натружное. Львам все обрадовались, львы красивые.
В 1956 году, учёные постучали молоточком, помели метёлкой и пришли к выводу, что эти каменные стражи принадлежат эпохе правления династии Сун, что не много, ни мало, а много. Т.е. происходило более тысячи лет назад! Львятам обрадовались ещё больше.
Но в 60-х годах эти милые персонажи были заживо похоронены прямо в этом же парке. Таким образом их спасли от уничтожения разгулявшейся в те годы бесКультурной революцией. И лишь в 1971 году, возможно даже на свой тысячелетний юбилей, царям зверей отмыли мордашки и выставили на показ добрым людям.
Вход в западный выставочный зал.
Фонарь с китайской живописью в оформлении павильонов.
Бассейн лотосов и Береговой павильон.
Пруд позирующих сестёр.
В северной части парка оказалось многолюдно: китайцы торгуют бумажками. Покупателей, хоть отбавляй.
По парку проложены длинные коридоры, по которым императорская свита могла прогуливаться даже в непогоду.
Каждая балка крыши таких коридоров расписана национальными орнаментами и традиционными китайскими пейзажами. На каждом пролёте несколько пейзажей маслом. Сотни пролётов, сотни пейзажей - ни один не повторяется.
Лето красное пропевает.
Парк Чжуншан считается великолепным примером традиционного китайского ландшафтного дизайна.
Если в парке можно встретить множество живописных водоёмов, то по периметру Запретный город окружён строгим защитным рвом с каменными берегами, что, впрочем, не мешает по нему прогуливаться на лодочках.
С трудом вечернему солнцу удаётся пробить плотную туманную завесу Пекинского неба, и от такого освещения Запретный город становится совсем уж каким-то недопустимым.
Полуденные ворота.
Не грех и желание загадать.
Высота и толщина стен восхищает! Неудивительно, что императоров обычно либо отравляли, либо убивала своя охрана. Чужакам добраться до Их Императорского Величества было невозможно.
Через такой забор не только сигануть, но и перелететь довольно не просто.
Капля вдохновения на просторах бездушных стен.
Ежегодно Запретный город посещают около 7 миллионов человек, а в летние денёчки до 80 тысяч в день. Большинство из них китайцы, приехавшие прикоснуться к своей истории.
Китайцы, говорю.
Как сказывал своим друзьям Братец Кролик: "Неделю, не меньше!", понимая, что даже снаружи осмотреть самый большой в мире дворцовый комплекс за один день невозможно. Но я уверен, что разделившись, мы с вами посетим и остальные районы этого глубоко исторического места.
Добраться до Запретного города проще простого: это единственный объект городской застройки, обозначенный на схеме Пекинского метрополитена, кроме непосредственно самих станций метро. Расположен он в самом центре железнодорожной паутины, в эпицентре мегаполиса, в дырке от циркуля, так сказать.
Станции для посещения площади Тяньаньмэнь и Запретного города - это TIAN'ANMEN East и TIAN'ANMEN West. Но размеры указанных объектов столь велики, что для разнообразия вы можете выйти и на соседних ветках метрополитена на станциях BEIHAI North или QIANMEN и всё равно окажетесь либо в парке Бейхай к северу от Запретного города, либо с южной стороны площади Тяньаньмэнь.
Полная схема пекинского метрополитена в большом разрешении доступна
по этой ссылке.
Моя первая встреча с Запретным городом завершилась восточной станцией Тяньаньмэнь и навсегда осталась в сердце вот в таком приветливом золотисто-огненном пылающем оформлении.