немного о воссоздании Полоцкого собора в Витебске

Sep 20, 2015 16:58

Готовится "строительство Софийского собора в Витебске по образу Полоцкой Софии XII века". 
Новость старая, площадку освятили год с лишним назад, а в апреле с.г. был крестный ход.

Идея интересная. И ничего, что Витебск западнее Полоцка на 100 км. Этож символ границ Древней Руси, а не буквальный маркер. Княжества Полоцкого уже полтыщи лет как нет, государства ныне соверщенно другие. Вот и понадобилось вспомнить об истории, о духовных связях. Библейское выражение: "Премудрость созда себе дом", понимающее Софию как мудрость Строительства, можно понимать и в строительстве единого государства. Так понимали посвящение собора в XI веке, так же хотят подчеркнуть изначальное единство государств Киева, Москвы и Полоцка (Витебска). Н. П. Кондаков пишет о Софии Константинопольской: «В силу своего соборного значения св. София... получила свое посвящение не какой-либо частной местной святыне или святому, но высшей религиозной идее»

Но что-то мне не нравится представленный проект. Говорю с сожалением, что вижу ошибки в деталях. Именно в заврешающем пятиглавии (по плану центр. глава значительно шире, а значит и выше), в количестве (Мокеев считает, что глав было 7, а мы в проекте видим 8) и расстановке глав над галереями, в высоте лестничной башни, в деталях барабанов. Совершенно механическая расстановка окон на фасадах (копи-паст). А, посмотрев на атрибуты цокольной части здания- лесенки, ограждения площадок и главки над входом- загрустил. Очень непродуманно и портит впечатление готовящейся дешевизной воплощения. Тектура кирпичной кладки в проекте, подобранная для объёмных изображений, не выражает техники укладки "с утопленным рядом" Полоцкого и др. Софийских соборов.
Делаем реплику реплики Константинопольского собора. Но теперь разнос с прообразом такой, что может подпортить эту благородную идею.

Ну и, конечно, крайне слабая изученность Полоцкой Софии. В униатское время она была перестроена до неузнаваемости, значительно сильнее, чем в Киеве. "София Полоцкая капитально ремонтировалась в XV-XVII веках. После взрыва хранящейся в ней пороховой казны и обрушения в 1705 году, oнa была перестроена с полным изменением древнего облика. А с новой перестройкой в 1738-50 гг. храм получил вторую апсиду на западе и две высокие башни-колокольни, превратившись по облику в настоящий католический храм." Учёные немного изучали апсиды, план здания, но саму массу кладки- нет. Комеч писал, что "Желательно тщательное и целенаправленное изучение всех кладок (и не только чисто археологическое) для того, чтобы нам стали понятнее облик собора и особенности его генезиса".Может, стоит изучить оригинал, выделить средства на археологические обмеры. А то источником проекта названа лишь книга Вал. А. Булкина, с ним спорил Комеч,особенно по поводу весьма возможного существования нартекса (притвора, или западной галереи), расстановки лестн.башен.

Надеюсь, что авторы проекта в процессе разработки чертежей исправят эти досадные ошибки.

доброжелательная критика, воссоздание святынь

Previous post Next post
Up