На третий день минского семинара Питер раздал всем участникам по большому белому холсту, натянутому на раму.
- Вы должны вспороть холст любым предметом, в произвольном направлении. Разрез может быть любого размера. После чего вы "залечиваете" холст каким угодно способом. В вашем распоряжении имеются всевозможные средства. Краски, иглы, шило, бумага, гипс, проволока, бинты, бечева и многое другое. Вы свободы оставить рану открытой, или полностью её закрыть. Единственное обязательное условие: белый цвет в работе должен преобладать над остальными.
Мы работали три часа, по прошествии которых организовали холсты в картинную галерею, оказавшись в довольно необычном пространстве.
Боль расставания. Детские переживания от развода родителей. Горесть утраты матери, отца или обоих родителей сразу. Выжженый грубым словом любимого человека след. Невозможность вернуться, чтобы исправить ошибку и всё объяснить. Много-много человеческих потерь прозрачными глазами сочувственно смотрели на нас со светлых выразительных полотен...
На обсуждении каждый автор с допустимой для себя степенью откровенности оказывался в положении рассказчика обстоятельств и причин визуализированных душевных ран. Многие плакали от сопереживания. В конце всем участникам в одночасье стало легко, и мы больше не чувствовали себя чужими.
После завершения семинара ведущая Оля поделилась со мной небольшой историей.
На аналогичном тренинге (до нас), переводя на французский непростые повествования, она невольно погружалась в эмоции рассказчика настолько прочно, что периодически утрачивала способность говорить. Из глаз текли слёзы, перехватывало дыхание. А семинар-то надо вести. Оля кое-как довела упражнение до конца, а потом спросила Питера: что делать в таких состояниях "погружаемости", если выбило из седла, и на грани срыва оказывается само мероприятие?
Питер ответил: выбери любой предмет в помещении. Задолго до начала семинара долго-долго посмотри на него, как на самую обыденную, максмально нейтральную в твоём восприятии вещь. Дождись такого состояния, чтобы при созерцании предмета не испытывать никаких эмоций; ты максимально уравновешена и спокойна. И всякий раз, если окажешься в ситуации "немедленного реагирования" - т.е. должна вести семинар, не поддаваясь чувствам, а накатывает волна, то снова и снова смотри на этот предмет. Оля положила на стол сотовый телефон. При работе с нашей группой её глаза тоже часто оказывались на мокром месте. Тогда она смотрела на стол, медленно переводила взгляд на телефон, на белые стены, на стол и снова телефон. И останавливала движение глазами. Настолько серьёзно, как в первый раз эмоции её уже не выбивали. А после семинара она в безопасном месте переживала всё то, что неуместно было выразить на людях в течение работы.