May 24, 2015 12:11
Первая фаза: борьба за власть в империи Каролингов
Все первые викингские набеги на Дорестад носят политический характер. Эти атаки проводились Харальдом Младшим, поощряемым франкским правителем Лотарем I. В 833 г. последний взбунтовался против своего отца, императора Людовика Благочестивого. Он нашел большое число сторонников в попытке низложить отца с трона. Но в следующем году Людовик вернул власть и лишил Лотаря его владений, включая Фризию. Взбунтовавшийся сын был выслан в Италию на 6 лет, вместе с теми, кто его поддержал. В этот период Лотарь интригует, насколько это возможно, и старается побудить Харальда Младшего повредить интересам Людовика. Земли фризского побережья подвергались разграблению почти каждый год между 834 и 839 гг. Император напрасно предупреждал Лотаря. Только два графа были наказаны за их небрежность в преследовании пиратов. Харальд Младший, возможно, был оставлен при дворе Каролингов в 826 г. после того, как графство Рустринген в Восточной Фризии было передано его дяде Харальду Клакку. Следовательно, он был хорошо известен Лотарю. Похоже, что в 830-х гг. торговый центр Дорестад подвергся нападению только один раз и это было в 834 г. После этого Дорестад упоминается в различных источниках без каких-либо указаний. Собственно эмпорий был атакован снова только через 12 лет. Возможно, он не был перестроен после набега 834 г., и дальнейшие рейды были нацелены на административный центр, укрепления в "Верхнем городе". Император реагировал "бурно" после второй атаки в 835 г., предположительно, потому что главным имперским интересам был нанесен ущерб первый раз в том году. В 839 г. отец и сын примирились друг с другом, и Лотарь получил назад свои владения. Не только за службу, но также в своих собственных интересах Лотарь предоставил Дорестад Харальду Младшему и его брату Хререку, поскольку каролингские императоры начали терять контроль над Дорестадом, как мы уже видели раньше. Каролингские императоры Карл Великий и Людовик Благочестивый старались ограничить власть местной элиты, передав церкви Утрехта большую часть города. Но Лотарь воспользовался помощью членов клана Харальда Клакка, чтобы сохранить контроль над торговым городом. Позже Лотарь также передал "Вальхерен и соседние земли" (устье реки Шельды) Харальду Младшему.
Вторая фаза: заявка Хререка
С 840 г. Фризия больше не опустошалась. Пираты теперь нацелились на Англию и Западно-Франкскую империю Карла Лысого. После того, как три сына Людовика Благочестивого заключили дружественное соглашение, они не нуждались более в своих приверженцах-данах. Желание предпринять защитные меры угасло после того как атаки викингов прекратились. Теперь присутствие правителей-данов в устьях Везера, Рейна, Мааса и Шельды было для Лотаря нежелательным. В 844г. или вскоре после того Харальд Младший и Хререк попадают в немилость. Хререк был ложно обвинен и схвачен, но сбежал в королевство Людовика Немецкого. Харальд Младший исчез, возможно, когда тот попал в плен. Хререк осел в Саксонии возле границ Дании в качестве fidelis ("верного человека") Восточно-Франкского короля. Здесь он собрал "довольно значительное количество данов" и начал атаковать северное побережье королевства Лотаря. Возможно, здесь мы имеем дело с тем же самым войском, что под предводительством Рагнара тревожило район Сены в начале 840-х гг. Карл Лысый предоставил Рагнару земли во Фландрии, но, как и Харальд Младший и Хререк, он также попал в немилость. В 846 г. vicus (вик) Дорестад и два других villae (поселения) были разграблены. Очевидно, мы имеем здесь дело с крупномасштабной атакой, поскольку все три центра конгломерата Дорестад были атакованы. Кажется, что в следующем году нападающие нацелились не на Дорестад, а поплыли вверх по течению в вик Мегинхарди. Хроникер Гервард полагает, что они действовали из Дорестада. Другой летописец Пруденций действительно сообщает об оккупации Дорестада данами в том же году. Вероятно, Хререк уже владел Дорестадом, прежде чем Лотарь отдал его ему в лен.
Похоже, что оборона была организована на местной основе. В 845 г. пираты были разбиты "фризами". Король не предпринимал никаких мер предосторожности, насколько мы знаем. В 850 г. Хререк разрушил города во Фризии и Батавии и окончательно захватил Дорестад с многочисленным войском данов, что было спровоцировано ложными обвинениями Лотаря. В конце концов, король должен был смириться, и Хререк вновь завладел стратегическим торговым центром, который был несправедливо отобран у него. Конфликт между королем и его вассалом пришел к завершению. Вторая серия рейдов, кажется, была также политически инспирирована, как и рейды 830-х гг. Хререк поселился в Дорестаде, вновь получив свои владения на условии, что он должен защищать фризские прибрежные земли против атак викингов. Далее он был обязан собирать налоги для короля. В 839 г. Хререк владел виком Дорестад in iure beneficii (как леном), но теперь он получил Дорестад без указания на то, что это центр его владений, определенных как "Дорестад и другие страны".
Хотя письменные источники едва упоминают правителей-данов, у нас имеется в наличии больше документов о событиях во Фризии, чем о событиях, например, в Нормандии, где Хрольв (Роллон) получил собственность от короля, и местные вельможи были обязаны быть лояльными к нему. Хрольв был политическим изгнанником как Хререк. Однако присвоение земель по нижнему течению Сены норманнами могло быть только косвенно выведено из одной хартии, которая была обнаружена позже, и из ненадежной и не современной описываемым событиям хроники Дудо из Сан-Квентина. Хререк не мог удерживать своих приверженцев надолго, поскольку не похоже, что многие даны-викинги оставались долго во фризских землях. Вожди, как Хререк, соблазняли своих людей перспективой славы и престижных богатств. Эти люди должны были проводить свои дни в бездействии и едва ли не предпочитали присоединиться к бродячим sodalitates, как Хинкмар называл ватаги викингов в 861 г. При тающем числе последователей Хререк должен был искать местной поддержки. Поэтому доходы от торгового центра Дорестад должны были быть так важны для него. Но с его появлением чеканка монеты закончилась. Это, очевидно, должно было быть слишком выгодно для короля. Хререк, возможно, интересовался различными средствами для достижения своих целей во Фризии и должен был оставить администрирование в Дорестаде notaris (заместителю), хотя он и мог иметь резиденцию в Дорестаде. Но скандинавские вожди не привыкли жить в виках. Они скорее размещались в sal (больших замках) за пределами города. Такой замок был основан, например, за пределами торгового города Скирингсаль на границе Осло-фьорда в Норвегии. Это поселение было названо в честь данного sal. В IX в. castrum при разветвлении рек Рейна и Леха размывался до такой степени, что не мог больше использоваться местным правителем. Возможно большое здание на Де Геер было таким sal, который использовался данами, но доказательств, подтверждающих это предположение, найдено не было.
Несмотря на бурный период - франкские побережья постоянно подвергались набегам - Хререк был способен отбивать большинство пиратских атак, поскольку упомянут только один рейд на Западную Фризию. Хотя Дорестад более или менее был обеспечен от грабежей, вследствие присутствия в нем данов, не похоже, что обитатели были очень довольны правителями. В течение долгого времени жители помнили менее мягкий способ, который они использовали, собирая налоги. Размещение их приверженцев - красочной ватаги изгнанников и бродяг - не делало их слишком популярными. Законное право освобождения от налогов, данное торговцам в землях Утрехтской церкви, должно быть, не уважалось этими правителями. Военно-корабельная повинность, называемая Koggedienst, возможно, наложенная на население Хререком, была воспринимаема с ворчанием, особенно когда фризские торговцы использовали свои собственные суда. Торговцы составляли очень важную часть населения Дорестада. Так в 863 г. "много фризских торговцев" было упомянуты. Следовательно, весьма возможно, что в правление Хререка они начали переносить свою торговую активность в другие места, такие как Тил и Девентер. Эти города были расположены за пределами фризских владений правителей-данов. Тенденция продолжалась после Мерсенского договора в 870 г., как указано ниже. Так присутствие данов-защитников в Дорестаде довольно странным образом запустило процесс упадка города.
После смерти короля данов Хорика, когда отношения между франками и данами испортились, Хререк находился в Северной Саксонии, чтобы защищать границы империи. Но скоро, как кажется, Лотарю больше понадобился его вассал во Фризии, потому что викинги, воспользовавшись отсутствием Хререка, совершили набег на Дорестад и окружающие земли. Хререк должен был вернуться, но нападавшие успели разграбить Дорестад и villa, называемую "нескромной", где фризы напрасно старались найти убежище. Возможно, Хререк побудил пиратов двинуться в другое место, потому что после они поплыли к Кельну, но на пути к Нойсу были окружены войсками франков. Здесь Хререк выступил в качестве посредника между оппонентами и по его совету пираты согласились отступить.
Третья фаза: упадок Дорестада
После смерти короля Лотаря II в 869 г. Карл Лысый старается аннексировать Лотарингию. Восточнофранкский король Людовик Немецкий преуспел, блокируя назначение конфидентов Карла в епископальное кресло Утрехта. С поддержкой Хререка он был более успешным, поскольку заключил соглашение с данами в Неймегене. Возможно, он уже обещал ему земли фризского побережья, потому что в Мерсенском договоре первоначальная территория Хререка остается нетронутой и была добавлена к Западно-Франкскому королевству.
Даже если предположить, что новая граница между королевствами была главным образом установлена по реке Маас, если следовать букве договора, то Карл действительно по-прежнему доминирует в западной Фризии, несмотря на присутствие там Хререка.
Дорестад больше не упоминается в договоре. Карл проявил мало интереса к этому месту и скорее выиграл от обладания таким торговым центром как Квентовик, благоприятно расположенным неподалеку от Английского канала. Дорестад, находившийся уже в упадке, был теперь отрезан политически от австразийских рынков и обречен на исчезновение. Возможно, большое наводнение в 870 г. сыграло в этом окончательную роль. Восточнофранкские монархи перенесли свою поддержку и свое влияние на Тил и Девентер, города в пределах их королевства. Специальные привилегии купцов Дорестада также переместились в эти места. Сходство между Тилом и Дорестадом, находящимися на расстоянии всего лишь 10 км один от другого, поразительно. В обоих городах мы находим бухту на месте бывшего устья реки; на разветвлении было укрепление, построенное в интересах фиска, обе бухты сориентированы вдоль главной улицы названной Hoogstraat. За пределами торговой зоны находилась земледельческая территория с фермами, где располагалась (а в Тиле располагается до сих пор) церковь. Похоже, что торговцы Дорестада переместились в Тил. Церковный хроникер в начале XI в. писал "об этих грубых, ненадежных, безбожных, сластолюбивых людях без дисциплины, которые устраивали коллективные оргии". Особо были отмечены отвратительные обычаи торговцев Тила. Он, возможно, подразумевает фризских торговцев, пришедших из Дорестада, поскольку они наказываются по своим собственным законам, с одобрения императора. Его наблюдение оргий в праздничные дни и свободных сексуальных нравов напоминает о северных обычаях, какие мы знаем из исландских саг и свидетельств арабов. Таким образом, похоже, что должен был быть сильный данский элемент среди торговцев из Тила. В этом контексте находка в Тиле монет X в. с надписью IOIIISTATAS (испорченное: Дорестад) довольно замечательна. Хотя Тил также подвергался атакам, город расцветал при королевской поддержке. Когда торговля переместилась из Дорестада в Тил, это стало потерей для Хререка, и она должна была его побудить к началу переговоров с Людовиком Немецким в 873 г. Батавия и Теистербант (с городом Тил) в центральных голландских речных землях когда-то входили в состав его владений, но потом он, должно быть, потерял эти земли после Мерсенского договора. Встреча с Людовиком проходила в атмосфере недоверия. Тем не менее, король принял его как своего вассала, возможно, на фризской территории на восточном берегу реки Вли (Vlie). После этого мы больше ничего не слышим о Хререке. Основа мощи Гудреда, наследника Хререка, была расположена в Кеннемерланд на морском берегу. После этого Дорестад больше не упоминается.
После того, как Восточнофранкский король получил Лотарингию как единое целое, церковь Утрехта быстро восстановила мощь. Епископ поощрял город Утрехт к процветанию, а в то же самое время торговый город "жадных торговцев" был в пренебрежении. Торговые функции Дорестада больше не существовали, и административные функции переместились в Утрехт. "Нижний город" был назван Вик (Wik ) или vicus в X в. Wik превратился в Wijk (bij Duurstede). Знаменитый торговый центр был сведен к земледельческой деревушке: Wik с terra cum mancipiis (земля с крепостными земледельцами).