Маршал Карл Густав Маннергейм с генералами своего штаба смотрят в бинокли в сторону Ленинграда и Кронштадта
14 июня 1942 года ленинградскими минерами была обезврежена немецкая 1-тонная магнитная мина-ловушка, сброшенная на Васильевский остров города Ленинграда.
Бойцы инженерных частей в Ленинграде отправляются на строительство оборонительных сооружений
Весной 1942 года фашисты и их финские союзники серьезно усилили минирование Финского залива в районе Кронштадта. Чтобы перекрыть выход в море советским подводным лодкам и заблокировать их в устье Невы, Кригсмарине создало специальную авиагруппу самолетов-миноносцев для минирования фарватеров с воздуха. Немцы использовали мины новейших образцов, снабженные специальными ловушками и устройствами самоуничтожения, с устройством которых не были знакомы советские моряки.
Кригсмарине (нем. Kriegsmarine, военно-морской флот) - официальное название германских военно-морских сил в эпоху Третьего рейха
Какие мины были установлены, магнитные, акустические или магнитно-акустические, - этого наши саперы пока не знали. В штабе 1-й бригады траления Охраны водного района был предложен довольно оригинальный план обезвреживания неконтактных мин. В район их установки высылались быстроходные деревянные катера, на полном ходу сбрасывавшие глубинные бомбы для воздействия на акустические устройства. Это вызывало подрывы, разрушало корпуса мин или воздействовало на их приборы.
Чтобы окончательно убедиться в отсутствии мин, по фарватеру буксировали металлическое намагниченное основание большого корабельного орудийного щита. Однако устройство этих мин долгое время оставалось загадкой, и только случай помог выработать надежные методы борьбы с ними.
Экипаж торпедного катера ТК-684 Балтийского флота
Когда две мины неизвестного образца упали на аэродром, было решено их обезвредить и тщательно изучить. Опасное дело было поручено флагманскому минеру ОВР капитан-лейтенанту Александру Гончаренко, капитану 2-го ранга инженерной службы Михаилу Миронову и военному инженеру 2-го ранга Федору Тепину.
Истребители Як-7 на аэродроме Углово
Поскольку донная мина внешне похожа на торпеду, саперы решили вскрыть вначале одну из головных горловин. Гончаренко предложил товарищам уйти в укрытие и продолжил разминирование в одиночестве. После вскрытия горловины гидростата минер услышал тиканье часов. Взрыв мог произойти в любую минуту. Однако капитан-лейтенант Гончаренко не растерялся и вывернул горловину отверткой, после чего тиканье прекратилось. Далее был вынут гидростат и детонаторы взрыва основного заряда. Гончаренко ослабил болты, а затем извлек магнитный замыкатель. Обе мины 700-килограммовые мины уложили в грузовик, отвезли к морю и подорвали.
Через 5 дней кронштадтских минеров подняли ночью по тревоге - требовалось срочно обезвредить немецкую неконтактную мину, сброшенную на парашюте и упавшую на крышу дома на углу 17-й линии Васильевского острова и набережной Лейтенанта Шмидта, мощность заряда котрой составляла 1 тонну взрывчатки. Если бы бомба столь разрушительной силы взорвалась, разрушения на Васильевском острове были бы просто катастрофическими. Жильцов дома срочно эвакуировали.
Саперы РККА
Гончаренко, Миронов и Тепин осмотрели мину и установили, что она из той же серии, что и две кронштадтские. Обезвредили ее довольно быстро, а магнитный замыкатель был увезен в штаб Балтийского флота для дальнейшего изучения. Анализ вражеских неконтактных мин позволил установить ряд эффективных способов их уничтожения. Были оборудованы специальные корабли с размагничивающими устройствами, созданы неконтактные тралы и некоторые другие средства. Весьма удачным оказался минный прорыватель - корабль особой постройки с электромагнитной обмоткой вокруг всего корпуса в районе ватерлинии. Через эту электрообмотку пропускался ток большой силы, который создавал мощное магнитное поле. Оно воздействовало на замыкатель на значительных расстояниях по носу, бортам и корме. Взрыватель срабатывал на запал и мина взрывалась. Кроме минных прерывателей применялись и другие магнитные тралы: трал-баржи, соленоидные, хвостовые, петлевые электромагнитные, акустические. Магнитные и электромагнитные тралы применялись также против комбинированных магнитно-акустических мин.
Командующий Красиознаменным Балтийским флотом В. Ф. Трибуц (второй справа) и начальник штаба Ю. Ф. Ралль (первый слева) на Ладожском озере. 1942 год
Трое отважных саперов Гончаренко, Миронов и Тепин от имени Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденами Красной Звезды.
Источник информации о немецких 1-тонных магнитных минах-ловушка:
сайт «Непридуманные рассказы о войне».
Источник информации о фото:
Военный альбом.
Если у Вас есть фотоснимки о немецких 1-тонных магнитных минах-ловушка, просим выкладывать их в комментариях этого поста.
Если вам понравился этот репортаж, то
Давайте дружить. Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!