Вечером 6 июня 1942 года советская субмарина «А-3» благополучно вернулась в Туапсе из боевого похода, в котором открыла свой боевой счет судам противника.
Подводные лодки класса «Американский Голланд» (проектное название Holland 602), к которому относилась «А-3», за рубежом известные как Субмарины класса H - один из самых многочисленных классов субмарин периода Первой мировой войны. Проект был разработан американской компанией Electric Boat Co, однако сами лодки строились на канадских верфях. Флот Российской империи в 1916 году заказал у Канады 17 субмарин, которые были построены по модификации проекта на временных верфях в Барнете, в заливе Буррард, недалеко от Ванкувера. Затем лодки были разобраны, переправлены на корабле во Владивосток и далее по Транссибирской магистрали в Санкт-Петербург и Николаев для окончательной сборки на российских верфях. До Октябрьской Революции в Россию было поставлено 11 из 17 заказанных кораблей.
Подводная лодка проекта "Holland 602"
29 марта 1942 года «А-3» была отправлена для патрулирования района Фидониси, однако тогда противник встречен не был. Таким же образом завершился выход к Одессе в начале мая. Победный счет был открыт в следующем боевом походе. Утром 29 мая подводная лодка двумя торпедными атаками поразила одно из судов конвоя, следовавшего из Констанцы в Николаев. Вместе с румынским транспортом «Сулина» (3495 брутто тонн) на дно ушли 4000 тонн овса, 510 тонн пшеницы, 2 артиллерийских орудия, множество боеприпасов, а также 10 человек экипажа.
Гибель транспорта «Сулина» 29 мая 1942 года
После трехнедельного текущего ремонта в Поти подводная лодка вновь отправилась на охоту к Одессе. 8 июля в 25 милях к югу от Балаклавы «А-3» подверглась пулеметной атаке истребителем противника. В результате авиационного налета субмарина поучила 3 пробоины в ограждении рубки и повреждение перископа. 16 июля в районе Одессы «А-3» вновь была неожиданно атакована самолетом противника, сбросившего несколько глубинных бомб, которые окончательно вывели из строя перископ, и подводная лодка была вынуждена покинуть позицию.
В последний боевой поход «А-3» вышла 22 октября 1943 года. Субмарине было предписано действовать в Каламитском заливе в районе Евпатории. Вечером 28 октября с подводной лодкой состоялся последний сеанс радиосвязи. Командир «А-3» докладывал, что обнаружил вражеский транспорт в охранении эсминца, но из-за штормовой погоды не смог его атаковать. Больше на связь «А-3» не выходила и на базу не возвращалась. Вероятно, она подорвалась одной из плавающих мин 28 октября - 3 ноября 1943 года. Корпус подлодки до сих пор не обнаружен.
Многие источники полагают, что причиной гибели «А-3»могли стать глубинные бомбы охотника «Uj-117» (судно-ловушка «Shiff № 19», бывший болгарский рыболовный траулер «Рила»), и трех противолодочных катеров из состава 23-й противолодочной флотилии (Хорватский Морской легион, «Uj-2302», «UJ-2303» «UJ-2306», бывшие «KFK-82», «KFK-83», «KFK-86»). Утром 4 ноября эти корабли провели атаку субмарины и наблюдали признаки ее гибели.
На борту «А-3» в ее последнем походе было
32 моряка. Все они посмертно награждены орденом Отечественной войны.
Источник информации о советской субмарине «А-3»:
сайт «Великая Отечественная под водой».
Если у Вас есть фотоснимки лодок класса «Американский Голланд» (проектное название Holland 602), к которому относилась советская «А-3», просим выкладывать их в комментариях этого поста.
Если вам понравился этот репортаж, воспользуйтесь кнопкой перепоста и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!