Таран капитана Козлова под Сталинградом

May 24, 2012 15:20

24 мая 1942 года капитан Н.А. Козлов, пилотируя самолет Як-1Б (по другим данным МиГ-3) совершил свой второй воздушный таран.



Н.А.Козлов у своего Як-1Б, 910-й ИАП ПВО

24 мая Николай Козлов находился на боевом дежурстве. Около 9 часов ударила зенитка, следом другая. Николай взглянул вверх - с юга на большой высоте, оставляя инверсионный след, шел «Юнкерс». На взлет пошли два МиГ-3 и два Як-1Б. Николай также сел в кабину, запросил взлет. Из-за помех не расслышал разрешение диспетчера, но, тем не менее, тоже взлетел.

Пошел на запад с набором высоты, на 9500 м начал поиск разведчика и вскоре заметил появившуюся на востоке черную точку. Она быстро росла в размерах, приобретая очертания двухмоторной крылатой машины. Николай доложил на КП: «Противника обнаружил, приступаю к работе».

Самолет очень походил на Ju.88, но имел большую, ранее не встречавшуюся горбатую кабину и непревычную серо - желтую окраску. Николай спереди сверху атаковал разведчик и короткой очередью (как потом установили - в 14 патронов) убил воздушного стрелка. Теперь можно было наносить точный удар. Но выйдя во вторую атаку, он заметил, что оружие не работает. Перезарядил пулеметы, нажал на гашетку - опять молчание. Немецкий летчик попытался воспользоваться этим и уйти на северо - восток, где была облачность, но Николай на форсаже догнал «Юнкерс».



Юнкерс Ju-88

Немец уже понял, что раз атаки нет, значит у Як-а что-то не в порядке, и стал уходить от него пикированием. Козлов направил свою машину следом. Он представлял, что противник собирается сделать - скорее всего, будет выводить машину у самой земли, чтобы Як, имеющий худшую несущую способность, за счет просадки при выводе ( составлявшей около 100 метров ) врезался в землю. Но противник не учел опыта нашего летчика...

«Юнкерс» вышел из пикирования на предельно малой высоте, порядка 10 метров, и понесся на запад над ровной, как стол, поверхностью степи. Николай неотступно преследовал его. Дав форсаж, он вышел вперед немецкого разведчика и стал «заворачивать» его влево, подталкивая на маневр с набором высоты. «Юнкерс» отвернул влево, но затем резко взял вверх и вправо, пытаясь уйти - и поднялся до высоты порядка 30 - 40 метров. Козлов как раз этого и ждал, подошел под хвостовое оперение и совершил таран. Он целился в фюзеляж, но немецкий летчик в последнее мгновение сманеврировал, и удар винта пришелся по стабилизатору. Вся его правая половина была отрезана.

Як-1Б после столкновения резко полез вверх, его мотор забарахлил и остановился. Истребитель потерял скорость. Николай слегка отдал ручку от себя и выпустил шасси. Як пошел к земле. При посадке он перевернулся на спину, от удара его хвостовая часть, начиная от кабины, разрушилась, консоли крыла отлетели в сторону. Летчика вытащили из кабины местные жители, наблюдавшие за боем. Как было сообщено, немецкий разведчик упал в районе Морозовска. Отрезанный стабилизатор, как доказательство воздушной победы, был доставлен в полк.



Великую Отечественную войну Н.А. Козлов закончил в Берлине, сражаясь с 22 июня 1941 по май 1945 года. Всего произвёл 620 боевых вылетов. В 127 воздушных боях сбил 23 самолёта противника (из них 20 - бомбардировщики). Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.



Капитан Н.А. Козлов возле своего Як-1Б. 910 ИАП. Борисоглебск. Фото: РГАКФД. Автор фотографии: Халип Я.Н.

После войны продолжал службу в Войсках ПВО. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. С мая 1976 года генерал-майор авиации в запасе.

Умер герой в 2005 году в поселке Заря Московской области.



В Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-2). Фото Валерия Воробьёва. 05.06.2010 г.

Источник информации о летчике-истребителя Н.А. Козлове: сайт «Уголок неба».

Если вам понравился этот репортаж, воспользуйтесь кнопкой перепоста и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!

лётчик, Ленинград, Заря, Московская область, Сталинград, Н.А. Козлов, авиация

Previous post Next post
Up