Глобальная война по пьянке

Apr 05, 2013 12:27

О чём серьёзно любят говорить мужчины? О войне! Что необходимо знать, чтобы выжить в третьей мировой войне? Серьёзный мужской разговор о военных угрозах в XXI веке состоялся в конце марта. Сегодня публикую первую его часть!



В гостях у voenternet побывал Игорь Коротченко, председатель Общественного совета при Министерстве обороны РФ, главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием, военный эксперт. Присутствовал и наш военный эксперт, полковник в отставке Николай Поросков, военный обозреватель газеты «Век», заместитель главного редактора журнала «Военный парад».

Идея состояла в том, чтобы всерьез поговорить о Третьей Мировой войне. Насколько реальны современные военные угрозы, каковы они? Хорошо ли вооружено наше государство? И, конечно, солдат - каким он должен быть в современной армии? Разговор получился интересным и долгим. Поэтому, для удобства чтения мы разбили его на три части. Сегодня - первая часть, о Третьей Мировой войне.

От Воентернета в беседе принимали участие Михаил Кожухов, Александр Рошка и Николай Ушанов.


М.Кожухов

Как вы думаете, есть сегодня реальные поводы для беспокойства? Например, ситуация на Корейском полуострове? Важно с этим разобраться. Я помню, что в советские годы угроза ядерной войны была не просто фобией, а одним из базовых элементов идеологии, то есть считайте, что политики. Я даже сам читал какие-то лекции по линии общества «Знание» о ядерной зиме и прочей чепухе. А потом все вдруг заговорили только о локальных угрозах, о необходимости сотрудничества, а о ядерной угрозе забыли. Получается, вопрос о возможности Третьей Мировой войны сейчас снят с повестки дня? Ее нет в доктрине России?

И. Коротченко

В принципе, к глобальной войне мы не готовимся. Считается, что она маловероятна по причине того, что обмен ядерными ударами будет носить фатальный характер для всей цивилизации. Во-первых, как бы снялась угроза большой войны с НАТО. По крайней мере, в официально упоминаемых документах совершенно четко прописано, что в случае агрессии против России с использованием даже обычных вооруженных сил, если в результате будет поставлено под угрозу существование государства со стороны агрессоров, мы ответим ядерным ударом. В ответ на обычную агрессию. То есть подразумевается, что мы оставляем за собой право превентивного использования ядерного оружия. Для той же Европы получить, к примеру, 2-3 ядерных удара по 150 килотонн каждый - это смерть. В принципе, сегодня и результат использования обычного оружия, посредством которого разрушится, например, атомная электростанция, крупный гидроузел или дамба в Нидерландах, обернется для Европы фатальной катастрофой. Но официально считается, что большая война с Западом - пока - в течение 15-20 ближайших лет невозможна. Мы в Европу не лезем и не проецируем туда силу. Со стороны Китая тоже страхуемся ядерным оружием, тем более, что Китай по последним своим официальным доктринальным установкам хочет идти в Юго-Восточную Азию. Этот регион немного выпадает из нашего поля зрения, но, представьте, даже какой-то там Сингапур - казалось бы, город-государство -начинает сейчас активно инвестировать в оборону. Причем, безумные деньги. Я уже не говорю про Австралию, про другие крупные государства. И Китай это сильно нервирует.

Н. Ушанов

Действительно, мы-то все о Европах да Штатах думаем, а ведь Азиатско-Тихоокеанский регион огромен. И Китай не маленький. И совсем не слабенький, что их там может особенно нервировать?

И.Коротченко

Ну, во-первых, регион очень конфликтогенный. Во-вторых, много островных территорий, вокруг которых уже не один десяток лет идут споры между различными государствами. И единственный аргумент в этих спорах - военная сила. И, наконец, третье, очень важное обстоятельство - шельф. Углеводороды. Ресурсы. Что вы, это все очень серьезно. В прошлом году я был в Китае, в Пекине. Китайцы, достаточно высокопоставленные, говорят: «А вот, мы тут обеспокоены, что Вьетнам покупает шесть подводных лодок у России». Я говорю: «Да бросьте! Что вам эти шесть лодок с вашим-то флотом…» - «Нет, - говорят, - мы обеспокоены реально». То есть там даже Вьетнам оценивается с точки зрения возможной угрозы для Китая. И Китай что сейчас делает? Правильно - строит авианосцы. И авианосцы эти пойдут туда. Пока наши просторы их не очень прельщают и… нам это хорошо.



М. Кожухов

Из этого следует, что в китайских глобальных концепциях вариант всемирного конфликта не предусмотрен?

И. Коротченко

Пока не предусмотрен. Процент реального возникновения локальных конфликтов по всему миру сегодня нереально высок. Они уже есть и обязательно будут, и это будут войны за ресурсы. Вот, например, спрашивается, зачем французы пошли в Мали, в Африку? Защищать местное правительство от исламистов? Как бы ни так! Они пошли защищать свой свободный доступ к африканскому урану, поскольку французский атомный флот (как военный, так и гражданский) полностью завязан на Африку. На добычу. Они пошли туда защищать свои национальные интересы.

М.Кожухов

То есть понятно - мировое сообщество к глобальной войне не готовится. Но ведь, согласитесь, она может разразиться внезапно, по глупости, по причинам каких-то частных корыстных интересов, да хоть по пьянке, в конце концов (я знаю страну, где это может случиться).

И.Коротченко

Может, никто и не отрицает. И откуда все может начаться - сложно предположить. Попробуем прикинуть чисто гипотетический сценарий: очередной переворот в Пакистане, власть захватывают исламисты, и в их руках оказывается атомное оружие. Как бы американцы ни кричали, что они там это все дело блокируют и контролируют - не верьте, это блеф. Все они физически не могут контролировать. Так вот пакистанцы наносят превентивный ядерный удар по Индии. Те, разумеется, отвечают. И понеслась! Дальше может быть просто катастрофическая цепочка событий, все, что угодно, и никто не может это просчитать. На самом деле сценарий возникновения большой войны может быть совершенно алогичным. Но, увы, это станет реальностью, с которой завтра придется столкнуться. Я не хочу сказать «на повестке дня стоит Третья мировая война», но ее могут спровоцировать. Вот взгляните на Корейский полуостров. У этих ребят, так сказать, нет возможности сделать компактную бомбу (все-таки это большое устройство), зато есть возможность поместить ее в трейлер и рвануть его на границе. Либо доставляют морским транспортом к Японии. Ну, все, что угодно может быть - страна с таким режимом непредсказуема. Или, представьте, вдруг происходит масштабная, ядерная катастрофа в США. Чисто теоретически…

А.Рошка

Что, это действительно может быть?

М.Кожухов

А почему нет? Все может быть!

И.Коротченко

Во всяком случае, были реальные ядерные инциденты, которые американцы старались не афишировать. Например, перелеты стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием на борту, которое нигде не числилось. Странных историй случалось много, просто американцы не выносят сор из избы. Ну, и человеческий фактор - никуда от этого не денешься.

Н.Поросков

Однажды американский бомбардировщик перелетал с базы на базу и нес под плоскостями ракеты с ядерными боеголовками. Причем, экипаж об этом не знал. Но когда приземлились, обнаружилось - ах! Так что все может быть…

И.Коротченко

Риск возникновения Третьей мировой войны существует. Он ничтожен, но, опять же, кто, например, мог предугадать метеорит над Челябинском? Однако нас на сегодняшний день, для России, главная проблема - это афганская угроза. Существуют мнения, что когда натовцы уйдут из Афганистана, с Карзаем поступят, точно так же, как поступили с Наджибуллой. Власть перейдет в руки талибана и они могут начать экспансию на пост-советское пространство. Сейчас в Афганистане какая ситуация? Фактически натовские войска обложены данью. За провод под конвоем (чтобы не было потерь) надо платить кэш. Либо полевым командирам, либо нанимать частную военную компанию и ей платить кэш. А уже потом эта частная военная компания платит кэш полевым командирам. Люди просто стригут бабки, сидя и контролируя отдельные участки. В Афганистане нет промышленности. За счет чего они живут - наркотики и плюс вот это вот - то, что они просто деньги трясут за каждую проводку конвоя. И так практически во всем. Чтобы базу не обстреливали, чтобы не было потерь, надо платить. Такой своеобразный рэкет. Как только американцы оттуда уйдут, близлежащие к границе талибы перейдут ее и пойдут дальше.

Н.Ушанов

Зачем им это надо, какая выгода? Заводы, производство они же не думают строить?

И.Коротченко

Нет, какие там заводы! Но экспансия обязательно будет. Сама идеология исламского экстремизма, будет предусматривать экспансию. И идеи эти очень скоро станут популярными в наших бывших среднеазиатских республиках. Уже популярны. Здесь два слабых звена - Узбекистан и Таджикистан. Внутренняя обстановка в этих странах угнетающая, там люди жаждут исламских экстремистских лозунгов и они их получают - там мощное подполье террористическое.

Н.Поросков

Существует… превалирует такое мнение, что мировая война вряд ли состоится. И даже фронтовые армейские операции сегодня невозможны. Эта мысль постоянно навязывается экспертами разного рода - западными, американскими. Однако, в Ирак входила 400-тысячная армия. То есть налицо была операция фронтовая, по крайней мере. О мировой войне трудно говорить. Что это может быть спонтанно, она возникнет, никто ее не планирует, но вот… спьяну и так далее, может… могут быть и фронтовые операции. Но все-таки я думаю, что на ближайшее время нужно рассчитывать на так называемые сетецентрические войны. Это когда разнородные вооруженные военные силы объединены в информационном пространстве, в едином информационном поле. Причем, друг к другу привязаны тесно через это информационное поле. Скажем, здесь - ракеты, здесь - сухопутные войска, здесь - разведка. И тот, кто владеет ситуацией через эту информацию, может подключить отдельные силы в нужный момент…

Иллюстрации Константина Батынкова

Оригинал поста Здесь

Продолжение следует

смелые люди, сражения и войны

Previous post Next post
Up