Немецкие подводные лодки U-156 и U-507 в море во время передачи спасшихся с торпедированного британского войскового транспорта «Лакониа»
16 сентября 1942 произошло печальное событие в истории Второй Мировой войны, которое позже было названо историками «Инцидент с «Лаконией».
12 сентября 1942 года германская подводная лодка U-156 перехватила английский лайнер «Лакония», переделанный в военный транспорт и использовавшийся для перевозки снаряжения и военнопленных из Египта в Великобританию. На его борту было, кроме экипажа, 350 пассажиров и 1800 военнопленных итальянцев под охраной 160 польских солдат. После атаки двумя торпедами лайнер затонул за 1 час 15 минут. За это время команда успела спустить спасательные шлюпки, но в них поместилось только 500 человек. Остальные выжившие остались в воде без спасательных средств.
Кадр и фильма "Крушение «Лаконии»"
Выяснив, кто находился на потопленном лайнере, корветтен-капитан Гартенштейн на открытой частоте на английском и немецком языках передал сообщение с просьбой ко всем находящимся в этой зоне судам подобрать выживших, обещая никого не атаковать в том случае, если не будет атакован сам. U-156 приступила к спасению людей, не разделяя, где враги, а где союзники. На открытую палубу самой U-156 было принято 193 человека, еще около 200 человек было в шлюпках, которые буксировала субмарина. Из-за такого количества спасенных ее погружение стало невозможным.
Кадр и фильма "Крушение «Лаконии»"
Командование немецкого подводного флота приняло активное участие в организации спасения выживших. Адмирал Дениц направил в зону спасательной операции находящиеся на боевых позициях у Фритауна U-506 и U-507. Италия выслала бывшую поблизости подлодку «Капеллини». Французское правительство Виши направило для участия в операции два военных корабля из Сенегала. На немецких субмаринах, участвовавших в спасательной операции, были подняты флаги Красного Креста, хорошо заметные с воздуха. Впрочем, забитые верхние палубы субмарин и буксируемые переполненные шлюпки не оставляли сомнений в том, что идет именно спасательная операция.
Кадр и фильма "Крушение «Лаконии»"
Вице-адмирал Кригсмарине Карл Дениц пожимает руку немецкому матросу во время награждения
16 сентября в 11:30 над подводной лодкой появился U-156 «Либерейтор» с американскими опознавательными знаками. Через час после установления контакта, с высоты 80 метров противолодочный самолет произвел бомбежку субмарины. Одна из бомб попала в шлюпку с спасенными, которую буксировала подводная лодка. Затем последовали еще два захода в атаку. В подлодку попаданий не было, но близкими взрывами она была серьезно повреждена. Гартенштейн отдал распоряжение надеть спасательные пояса и высаживать всех спасенных с «Лаконии» в шлюпки, которых на всех, естественно, не хватило. В 13:45 U-156 погрузилась, за ней высадили «пассажиров» и погрузились остальные подлодки. Всплыв, в 23:04 корветтен-капитан Гаренштейн доложил о случившемся радиограммой в штаб.
Кадр и фильма "Крушение «Лаконии»"
Из союзнического состава экипажа «Лаконии» погибло менее 20 человек, а из более 1 800 итальянцев спаслось только 450 (всего спаслись 1 111 человек). После этого инцидента разъяренный адмирал Денниц издал приказ, запрещающий капитанам немецких подлодок спасать экипажи потопленных ими кораблей, за что получил 10 лет на Нюрнбергском процессе. Кстати, американцы признали свое участие в инциденте лишь 1959 году, до той поры пытаясь свалить все на англичан. Имена пилота бомбардировщика и человека, отдавшего приказ о бомбежке, до сих пор остаются неизвестными.
Гибель немецкой подводной лодки U-156
Если у Вас есть дополнительная информация или фотоснимки, связанные с этим событием, просим публиковать их в комментариях этого поста.
Информация о фотоснимках:
«Военный альбом».
Если вам понравился этот репортаж, то
Давайте дружить. Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!