«Курская битва была последней попыткой сохранить нашу инициативу на Востоке. С ее неудачей, равнозначной провалу, инициатива окончательно перешла к советской стороне. Поэтому операция «Цитадель» является решающим, поворотным пунктом в войне на Восточном фронте.»
- Э. Манштейн
«В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя и весьма проблематично сумеют ли они восстановиться для защиты восточного фронта … Бесполезно говорить, что русские использовали победу «по полной» - затишья после этого на Восточном фронте не было. С этого времени враг бесспорно овладел инициативой.»
- Х. Гудериан
Советские бойцы поднимаются в атаку на Курской дуге
23 августа отмечается День воинской славы России - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве в 1943 году. Этот пост посвящается сражению на Курской дуге.
23 августа 1943 года безоговорочно победой советских войск завершилась Курская битва, которая по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряженности, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны. В этой битве состоялось самое крупное танковое сражение в истории: в нем участвовало около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов. Под Курском немцы пытались взять реванш за поражение под Сталинградом.
САУ СУ-152 майора Санковского - командира одной из батарей САУ 13-й армии. Его экипаж уничтожил в первом бою во время Курской битвы 10 танков противника.
12 апреля на стол Сталина лег переведенный с немецкого точный текст директивы № 6 «О плане операции „Цитадель“» немецкого Верховного командования, завизированный всеми службами вермахта, но ещё не подписанный Гитлером. Эти данные были получены советским разведчиком, работавшим под именем «Вертер». Настоящее имя этого человека до сих пор остается нерассекреченным, однако предполагается, что он являлся сотрудником Верховного командования вермахта, а полученная им информация попадала в Москву через действовавшего на территории Швейцарии агента «Люци» - Р. Ресслера. Есть альтернативное предположение, что Вертер - это личный фотограф А. Гитлера.
Немецкие экранированные танки Pz.Kpfw. III в советском селе перед началом операции «Цитадель»
Поскольку советскому командованию было известно время начала наступательной операции немцев, за несколько часов до ее начала наша артиллерия провела артподготовку по войскам противника, выдвинутым на исходный рубеж наступления. После этого удар нанесла авиация. Несмотря на катастрофические потери и утрату элемента внезапности, германское командование все же решило продолжать наступление. Но это наступление было совершенно не похоже на тот победный марш, каким шел Вермахт по советской земле в июне 1941-го. Если тогда немцы за один день могли преодолеть до 40 км, то теперь за каждый километр им приходилось платить кровью тысяч солдат и десятками боевых машин. Во встречном танковом сражении под Прохоровкой - крупнейшем танковом сражении в истории, с обеих сторон участвовало до 1500 танков. Победа осталась за советскими танкистами, которые подбили до 300 новейших танков элитных эсэсовских дивизий.
Советские пехотинцы перед подбитым «Тигром» на Курской дуге
Битва продолжалась 49 дней. Немецкая сторона наступательную часть сражения называла операция «Цитадель». После завершения битвы стратегическая инициатива в войне окончательно перешла на сторону Красной армии, которая до окончания войны проводила в основном наступательные операции, тогда как Вермахт оборонялся. Немцы понесли такие потери в авиации, бронетехнике и опытных солдатах, от которых не смогли оправиться до конца войны.
Немецкий военнопленный на Курской дуге у разбитой пушки
Некоторые зарубежные историки пытаются связать победу СССР в Курской битве с началом Сицилийской операции, якобы из-за чего в Италию с Восточной Фронта по приказу Гитлера было переброшено до половины наличных сил Люфтваффе. Эта теория вряд ли достойна серьезного рассмотрения ввиду ее нелогичности. При всей любви к дуче и стремления помочь своему ближайшему союзнику вряд ли бы Гитлер стал рисковать исходом крупнейшей стратегической операции, которая, как он сам признавал, решает исход войны на Востоке.
Советский солдат со знаменем в освобожденном Орле
Источник информации о фото:
«Военный альбом».
Если вам понравился этот репортаж, то
Давайте дружить. Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!