Не просто бывший морской пехотинец...

Aug 03, 2012 11:12



С Ильдаром мы познакомились на Дне ВМФ в Санкт-Петербурге. Ветеран-морпех с добродушными глазами специально приехал в Питер на праздник из глухой деревни в Оренбургской области, чтобы встретиться со своими бывшими сослуживцами. Разговорились. Оказалось, что Ильдар - не просто бывший морской пехотинец, а разведчик 61-ой отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты Краснознаменного Северного Флота - по многим показателям лучшего подразделения специального назначения во всех Вооруженных Силах Российской Федерации. Ильдар лишь просил не называть его настоящего имени и фамилии. Объяснил, что те, кто с ним знаком - узнают и так, а громкой славы у людей незнакомых он и сам не ищет. Что ж, нам не сложно.


Ильдар призывался в армию в начале 2000-х годов. В морскую пехоту попал сознательно: к этому шагу готовился с 14 лет, изнуряя себя каждодневными тренировками, но все же мечта простого оренбургского парня чуть не оказалась разбитой. На медосмотре в райвоенкомате у Ильдара обнаружили повышенное кровяное давление, а с таким диагнозом путь в спецподразделения заказан. Спасло, однако, то, что призывной контингент 10 лет назад уже был не самым первоклассным и достойных кадров для укомплектования боеспособных частей катастрофически не хватало. Поэтому военком, видя искреннее горе парня, мечта которого уплывала из-под носа, решил закрыть на давление глаза.

- Ильдар, твою бы сознательность да всем призывникам!

Ну, вы знаете, в деревне (а я парень деревенский) отношение к военной службе всегда было несколько иным, чем в крупных городах. Уважительным. У нас же до сих пор считается, что если ты не служил, то не мужчина. А тут я и правда был одержим идеей служить морпехом: бегал 20-километровые кроссы, занимался с гирями, устраивал в местной речке заплывы на скорость и выносливость… В общем, знал, с чем придется столкнуться и готовил себя к этому. Поэтому диагноз с повышенным давлением стал для меня ударом: никаких проблем от него я не испытывал и никаких проблем не предвидел. Хотя, забегая вперед, все же скажу, что определенные проблемы высокое давление мне в армии доставило.

- Расскажи, как все начиналось.

Довольно буднично. Три дня в плацкартном вагоне - и я оказался в Мурманске. О том, что я отныне принадлежу к элите Вооруженных Сил, понял уже тогда, когда представители окрестных воинских частей прибыли забирать свое пополнение. За мной единственным приехал БТР: остальные добирались на «Уралах», а то и автобусах. Приняли в части нормально: в пошлых рассказах о российской армии бывает гораздо хуже. Хотя то, что никакой дедовщины не было, врать не стану: была. Только армейская, а не тюремная. Например, «молодым» было не положено передвигаться по части иначе, как бегом. Большая часть хозяйственной деятельности и ухода за вооружением тоже лежала на новобранцах. Ну и порой «прилетало», конечно, от старослужащих за отсутствие должного рвения. Но никаких унижающих человеческое достоинство издевательств старых над молодыми не было и в помине. Максимум, что могли устроить наши «ветераны» - это выбрить на затылках рекрутов логотипы автомобилей гоночных марок и устроить верхом на них гоночный забег. Так это было совсем не обидно и очень весело. Участвовал в таких гонках и в качестве «автомобиля» и в качестве «гонщика», поэтому знаю, о чем говорю.



- Быстро втянулся?

Вполне. А иначе и быть не могло. «Там жизнь состоит из неписаных правил: не можешь - научим, не хочешь - заставим». После того, как мы более или менее привыкли к армейской жизни, начались тренировки: кроссы, марш-броски, рукопашный бой, ножевой бой, стрельба изо всех видов оружия, прыжки с парашютом, погружения с аквалангом, отработка морского десантирования, основы работы со взрывчаткой… Не все сразу, конечно, дисциплины вводились постепенно. Единственное, с чем у меня не заладилось - так это с глубоководными погружениями: сказалось повышенное давление. Во время одного из них я потерял сознание, и товарищам пришлось меня откачивать. Так что с тех пор на большую глубину я больше не нырял. На суше проблема решалась проще. Если во время марш-броска чувствовал себя плохо - подбегал к командиру и докладывал, что у меня высокое давление. Командир аккуратно, но сильно бил мне в нос: «Все, боец, больше у тебя нет давления!» И действительно, такое кровопускание помогало.



- Расскажи подробнее о специфике службы в морской пехоте.

Киркенесская бригада морской пехоты - одно из самых элитных подразделение российских Вооруженных Сил. Если не самое элитное. Вы, наверное, знаете, про широко разрекламированный экзамен на краповый берет. Так вот, бригада каждый год посылала на экзамен по 5 наших парней. Минимум четверо успешно сдавали экзамен, а одного заваливали на каких-то незначительных придирках: автомат во время контрольной проверки заклинило или во время марш-броска на секунду перешел на шаг… Для «краповиков», которые позиционируют себя как элита элит, такой результат пришлых бойцов - как плевок в лицо. У самих-то у них экзамен с первого раза сдает в лучшем случае один человек из пяти. Так что в один прекрасный момент наших на экзамен попросили больше не приезжать.

Боевой состав нашей бригады делился на две составляющих: десантно-штурмовую и разведывательно-диверсионную. Разведчики были элитой, а в штурмовики шли те, кто по разным причинам не попал в разведчики. Разведчику-морпеху необходимо обладать не только отменной силовой и боевой подготовкой, но и иметь аналитический склад ума, быстро принимать решения, желательно знать иностранные языки и соответствовать еще ряду требований. Для штурмовика же главное сила и выносливость. Поэтому обычно получалось так, что в разведчики попадали в основном славяне и татары, а в штурмовики - уроженцы Северного Кавказа.



Снабжение нашей бригады было на уровне во все времена: даже в начале 90-х. Кормили отменно: лучше, чем я питался дома в деревне. На снаряжении также не экономили: у нас были и лучшие акваланги, и гидрокостюмы и секретные экспериментальные виды оружия, которые я после службы видел только на картинках. Офицеры в нашем подразделении все были с боевым опытом: прошли первую и вторую Чеченские кампании, некоторые застали еще Афганистан, другие горячие точки. Для нас они были настоящими отцами: учили и заботились на совесть. До сих пор с теплотой вспоминаю своих командиров: дружим, переписываемся, стараемся встречаться, как вот, сейчас. Настоящее боевое братство.

- Самому-то тебе довелось где-то «поучаствовать»?

К сожалению, нет, в боевых операциях не довелось. Когда я служил, Вторая Чеченская уже закончилась, а с локальным сопротивлением вполне могли управиться локальные полицейские силы и привлекать нас - морпехов, было уже не за чем. Но наши офицеры, как я уже говорил, в боевых действиях участвовали. Наша бригада не потеряла ни одного человека и успешно выполнила все боевые задачи. В бригаде рассказывали истории о том, как наши на спор с одним «Стечкиным» и ножом ночью уходили в «зеленку» и с утра возвращались со связками трофейных ушей. Уж не знаю, правда ли эти истории или нет - но все предпосылки к тому, чтобы поверить в их реальность у меня были.



Зато пришлось поучаствовать в уникальной учебно-боевой диверсионной операции на маневрах Северного Флота. Наша разведывательно-диверсионная группа должна была пробраться на флагман - «Адмирал Кузнецов» и условно вывести из строя ходовую часть корабля. Причем нас ждали. То ли утечка произошла, то ли специально информацию слили, но на корабле было усиленное боевое охранение, и командующий условного противника был уверен, что не проскочит даже мышь. После маневров он подошел к нашему командиру и говорит: «Ну и где же твои пловцы? Руки коротки до нас добраться?» А наш ему: «Пойдем-ка в машинное отделение спустимся». Спускаются, а на главных котлах черные кресты, которые наши поставили: цель уничтожена.



Да… Действительно, как в кино. А сейчас чем занимаешься?

После дембеля вернулся домой, работаю. На контракте остаться не получилось: сильнее началось давление сказываться. Но службу в морской пехоте считаю лучшими годами своей жизни. День ВМФ для меня праздник дороже, чем День Рождения и Новый Год вместе взятые.

Чего бы хотел пожелать своим сослуживцам и всем морякам в этот праздничный день?

Желаю здоровья, удачи, карьерного и профессионального роста всем морякам всех наших флотов и их близким. С Праздником!



Источник информации о фото: «Пресс-служба Северного флота».

Если вам понравился этот репортаж, то Давайте дружить. Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!

ВМФ, морская пехота, морпехи, ветераны, 61-я ОБМП, Северный флот

Previous post Next post
Up