Мало кому известно, но 2 августа теперь славен не только днём ВДВ. В этот день в 2014 году у города Мурома (Владимирская область) состоялся финал Кубка начальника инженерных войск Вооруженных Сил России. Соревнование проводилось на реке Ока впервые. Название состязаний скреативили соответствующее - «Открытая вода». Цели поставили прозрачные и понятные: проверить уровень подготовки понтонно-переправочных подразделений инженерных войск к выполнению задач по предназначению.
Динамичный финал между тремя подразделениями из Центрального, Южного и Западных военных округов наблюдал своими глазами специальный корреспондент «Воентернета» Александр Рошка.
Торжественная церемония открытия «Открытой воды» была совсем не скучной. Об этом я постарался отчитаться
здесь. Эстафета началась без опозданий ровно в 11-40. По замыслу командования эстафета состояла из 8 этапов (задач) в установленных створах.
1) Ведение инженерной разведки водной преграды силами инженерно-разведывательного дозора на специальной надувной лодке СНЛ-8. Время снаряжения лодки 5 мин. Грузоподъёмность 800 кг. Вместимость 8 человек. Скорость на воде до 45 км/час.
Участники эстафеты, применяя вёсла, переплывали на надувных лодках на противоположный берег. В этой задаче отметились «зелёные» (Западный военный округ) - у них в лодке была разведывательная псина. Первыми пришли «жёлтые» (Южный военный округ). Впрочем, на всех остальных этапах «жёлтые» всегда приходили первыми.
Для создания зрелищности и обстановки, приближенной к боевой, на всех этапах были задействованы танковые и мотострелковые роты, миномётные батареи, штурмовые самолёты и вертолёты армейской авиации с применением имитационных средств. На этом этапе мотострелки продемонстрировали десантную переправу боевых машин пехоты на БМП-2 (самостоятельно переплывали реку).
2) Оборудование перехода через противотанковый ров с применением путепрокладчика БАТ-2. Масса БАТа 39,7 тонн. Ёмкость топливных баков - 1746 литров. Запас хода - 500 км. Скорость по шоссе - 60 км/час. Если поставят задачу, то расстояние от Калининграда до Берлина преодолеет за 9 часов. Производительность землеройных работ 300-400 куб.м/час.
Действо происходило на противоположном берегу и поэтому усмотреть тонкости и навыки оборудования противотанкового рва не имело возможности. Согласно норматива расчёт с путепрокладчиком БАТ-2 в готовности к действия находятся в 10 метрах от препятствий. Устроить переход через противотанковый ров нужно: отлично - 8 мин, хорошо 9 мин, удовлетворительно 12 минут. По замыслу организаторов на этом этапе в соревнование вступили миномётные батареи - вышли из леса и заняли огневые позиции.
3) Десантная переправа миномётных батарей на плавающих транспортёра ПТС-2. Как и положено запас хода у транспортёра 500 км. Экипаж - 2 бойца. На воде с полной загрузкой двигается со скоростью 12,6 км/час.
ПТС-2 - вот это зверь машина. Служил бы в инженерных войсках - пошёл бы служить именно на ПТС-2. Неуклюжая с виду, но как мощно перемещается по воде и грунту. Сначала миномётные батареи загрузились в бортовой ЗИЛ-130. Затем водители ЗИЛков эффектно въехали на ПТС-2. Разрывая водную гладь, экипажи ПТСов ушли на переправу. Первыми снова оказались «жёлтые». Надо отдать должное «зелёным», они всё время дышали в затылок «жёлтым», и казалось вот, вот нагонят «южан». И только «оранжевые» (Центральный военный округ) казалось, что смирились с почётным третьим местом.
4) Эвакуация раненого с противоположного берега с применением катера БМК-460. Скорость свободного хода 21 км/ч. Допустимая степень волнения - 3 балла.
На этом этапе я находился в створе «оранжевых». Ребята старились догнать вторых - «зелёных» и видимо поэтому было много суеты и меньше слаженности (то раненного не могли сходу забросить на катер, то каску чью-то вылавливали из под катера). В общем, снова «оранжевые» были третьими.
5) Оборудование 40-тонного парома и перевозка автомобиля с боеприпасами на противоположный берег.
6) Оборудование 170-тонного парома и перевозка танка Т-72Б3 на противоположный берег.
7) Оборудование 340-тонного парома и перевозка двух танков Т-72Б3 на противоположный берег.
Эти три этапа прошли на одном дыхании. По условиям выполнения нормативов инженерный взвод должен находиться в 1 км от водной преграды. Предварительно места переправы и пути к ней разведаны и обозначены. По команде взвод выдвигается к водной преграде и разгружает материальную часть понтонного парка (ПП-91) на воду. В комплект ПП-91 входят буксирные катера, речные и береговые звенья (проезжая часть). Для перевозки звеньев и катеров используются автомобили КрАЗ-225В.
Самым захватывающим зрелищем на этих этапах был лихой выезд гружённых КрАЗов на берег и абсолютно синхронный сброс речных звеньев (автоматически раскрываются) и катеров в реку. Дальше бойцы-инженеры лихо стыковали звенья в линию парома-моста. Самыми лихими оказались снова «жёлтые». Могли взять вверх «зелёные», но в этот раз их подвели танкисты, которые осторожничали при съезде с понтонов. «Оранжевые» боролись с нормативным временем, чтобы не получить штрафные очки.
8) Оборудование и содержание мостовой переправы с противоположного на исходный берег.
Восьмой этап - кульминация соревнований. И на этом этапе «зелёные» ещё могли обойти «жёлтых», но этого не случилось.
Лучшее подразделение определялось по времени прохождения командами индивидуальных этапов, а также по времени, добавленному за нарушения, если таковые были допущены в ходе выполнения задач.
Несмотря на то, что «жёлтые» пришли первыми, многие местные (болели за «зелёных») надеялись, что у «жёлтых» будет штрафное время и «зелёные» пройдут вперёд. Главный судья - начальник отдела боевой подготовки инженерных войск, полковник Владислав Верясов коллегиальным решением в составе судей на створах (подполковник Эдуард Шерстнёв, подполковник Евгений Чикишев, подполковник Борис Алёшин, подполковник Александр Серов) фактов нарушения у «южан» не засекли и поэтому единогласно было принято решение отдать первое место 11 ОИБР Южного военного округа под командованием командира батальона майора Волкова А.А.