Опубликовано в Воентернете
Не открою военной тайны, если скажу, что совсем скоро все силы антитеррористической безопасности сконцентрируются в Сочи на Олимпиаде. Обеспечивать безопасность участников и гостей спортивного праздника будут специально обученные минно-розыскные собаки.
66-й межведомственный учебный центр инженерных войск России отправит в Сочи двенадцать лучших псов со своими вожатыми. 24 октября я отправился в ближайшее Подмосковье, чтобы узнать, как готовятся к Олимпиаде кинологи.
Центр был создан в 2003 году, по поручению президента РФ. Здесь готовятся специалисты по разминированию. Все 77 штатных собак минно-розыскной службы проходят здесь обучение от двух недель до 4,5 месяцев. В основном это немецкие овчарки и лабрадоры в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет.
Поездка была плановой. Как положено в таких случаях командование подготовило для журналистов специальную ознакомительную программу. Программа, это конечно хорошо, но мне как настоящему танкисту захотелось большего. И мы с командиром центра полковником Василием Кондратюком внесли в нее несколько неожиданных корректив.
Но сначала все-таки план. Работа молодой суки по кличке Данила на полосе препятствий - от забора - штакетника до наклонной стенки, 150 метров - честно сказать впечатлила. И видно было, что собаке нравится демонстрировать свои недюжинные способности по заявкам гостей центра.
После Данилы военные решили нас удивить. Показали цирковой трюк с двухлетним кобелем немецкой овчарки Арчи, который по команде вожатого поднялся вверх по абсолютно вертикальной лестнице. По словам майора Алексея Обарчука, вожатого Арчи, обучиться такому трудному делу способна только очень смелая собака.
Дальше я впервые в жизни увидел собачий бронежилет, который защищает корпус и грудную клетку собаки от ножа и осколков. Бронежилет нам демонстрировали уже известный нам Алексей Обарчук - старший преподаватель цикла подготовки специалистов минно-розыскной службы и его любимая немецкая овчарка по кличке Тайга. Пользуясь случаем, я порасспросил у Алексея подробнее об его работе с Тайгой. И вот, что он мне рассказал:
«С этой собакой мы работаем уже шесть лет. Она самая любимая и нежная, добрая и хорошая. С ней работаю только я. Самым любимым для нее поощрением является игра в теннисный мячик. Служебных собак обучают находить взрывчатые вещества через подмену запахов. Сначала собаку учат находить ее игрушку-мячик, потом рядом кладут тротил, затем постепенно мячик убирают и награждают собаку мячиком только за находку опасного вещества.
У Тайги, как и у всех служебных собак, нет личной жизни, и поэтому щенков у нее не будет никогда. Периоды вязки, беременности и вскармливания занимает от 3 до 5 месяцев. Выпадение из работы на такой долгий срок для служебной собаки недопустимо. Самым сложным заданием для нас был выезд во Владивосток на проверку качества разминирования территории артиллерийского склада после пожара. Тайга прослужит еще пару лет, а потом все, пенсия. На пенсию либо собаку вожатый забирает домой, либо животные передаются на службу в народное хозяйство. И ни в коем случае никого не усыпляем».
Дальше по плану был поиск взрывчатых веществ на транспорте и в багаже. Вот тут-то и начались мои вводные согласованные с командиром центра. В самом начале мы сговорились с полковником Василием Кондратюком о поиске собаками тротила у одного из гостей центра. Для этого он втайне от вожатых и их собак передал моей помощнице Елене тротиловую шашку.
Гости вперемешку с военными построились в одну шеренгу. Ждали, предполагая, что собаке будет сложно работать в такой толпе. Но не прошло и минуты, как пущенная вдоль строя псина прилегла у ног Елены, тем самым показывая своему вожатому носителя опасного груза. Что мы только не делали! Мы пытались скомпрометировать собак и подкладывали в разные багажные чемоданы колбасу вместе с тротилом, прятали тротил у бензобака автомобиля. Все напрасно! Посторонние запахи собак совершенно не отвлекали, тротиловая шашка отыскивалась за одну минуту.
Затем мы перешли к собачим гаджетам. В этой области нашими экспертами были старший преподаватель цикла подготовки поисковой службы майор Денис Ярлыков и вожатый служебной собаки по кличке Берта рядовой Дмитрий Сергеев.
Вот, что они нам поведали:
«На эту служебную собаку надета видеошлейка. В нее встроены видеокамера, передатчик и элемент питания. У вожатого находится блок управления и монитор, что позволяет вожатому следить за собакой на удалении.
Дальность работы камеры - 25 метров. Это разработка нашего центра и мы постоянно ее совершенствуем. Мы используем это устройство порядка двух лет, но с ним пока есть проблемы, главная из которых - сложность работы вожатого с собакой на удалении. В помещении без вожатого собака теряется и начинает вести себя не уверенно.
Заменить роботами таких собак мы не можем - роботы не умеют распознавать запахи. После прохождения курса общей дрессировки, собака полностью обучается за 4 месяца».
Рядовой Дмитрий Сергеев посылает Берту в здание, где в одной из комнат находятся пять контейнеров. В одном из них взрывчатое вещество. Собака находит нужный контейнер и обозначает его - замирает рядом (садится или ложится). После чего Дмитрий громким голосом отзывает собаку.
Дальше было больше: а) О тяготах и лишениях службы вожатых и служебных собак центра, б) О нормах обеспечения кормами и подстилочными материалами штатных служебных животных, а также, в) Как служится банкиру - рядовому Дмитрию Сергееву в 66-м инженерном центре вооруженных сил России.
Но это уже в следующем репортаже. Продолжение следует!