Из архива 2012 года. Опубликовано в Воентернете Вы же знаете, нас, прошедших школу жизни под названием армия, хлебом не корми - дай что-нибудь запустить. Все равно что. Будь то воздушный змей, кота в водосточную трубу, космонавта или гайку в соседского индюка. Главное, чтоб с пользой для эгоистичного духа, а попутно и для Отечества.
Весьма полезными для Отечества - а для меня тем более - оказались запуски беспилотных самолетов, участвовать в которых мне довелось дважды. Первый раз на учениях военных разведчиков спецназа под Ростовом-на-Дону, второй - на полигоне Прудбой в Волгоградской области. Сперва про ростовские запуски, про волгоградские - в другом посте.
![](http://pix.photone.me/file/3471_w600.jpg)
Рядовой Сергей Рудак - разведчик-оператор готов к запуску беспилотного самолёта
Так вот, попал я на учения разведчиков под Ростов, и как раз они там запускают беспилотный самолет. Штука эта для любой армии мира относительно новая, и оттого безмерно любопытная. Я и напросился - дайте, мол, попробовать. Разрешили! Легко, говорят. Только, говорят, товарищ боец, сначала - теория. Без нее даже кошки не родятся. И пригласили на очередное занятие для солдат по призыву. В течение часа капитан-преподаватель объяснял принцип работы и возможности беспилотного самолёта Гранат-2.
![](http://pix.photone.me/file/3473_w600.jpg)
На переднем плане капитан-преподаватель демонстрирует место для полезной нагрузки у беспилотника Гранат-2. На заднем плане выведена электронная карта, отображающаяся на мониторе компьютера у оператора
В сложенном виде такой самолёт помещается в специальный 120-литровый рюкзак, переносить который может один боец. В тело самолёта встроен тепловизор, а также беспилотник способен нести полезную нагрузку - фото и видео камеры. Аппарат летает на высотах от 100 до 5000 метров над уровнем моря, но не более 3000 метров над уровнем земли. Скорость полёта - от 60 до 120 километров в час, но опять же, все зависит от погодных условий. Полет программируется с помощью электронной карты, на которую можно установить до 250 контрольных точек.
![](http://pix.photone.me/file/3474_w600.jpg)
Оператор развернул НСУ, задал маршрут полёта и готов к запуску беспилотника
На улице дул ветер, два бойца и капитан. Ветер - это, конечно, плохо для запусков такой модели беспилотников. А капитан и бойцы - хорошо. Они со всем справятся. Оператор быстро развернул НСУ беспилотника, задал квадрат полёта над частью и установил контрольные точки. Осталось только запустить самолёт по маршруту. Кстати, вопрос о способах запуска самолёта почему-то на занятиях обошли стороной. Спрашиваю, как, мол, запускать-то будем. Рядовой Сергей Рудак - разведчик-оператор с одиннадцатимесячным стажем коротко ответил: «Запускать будем на резинке!»
![](http://pix.photone.me/file/3475_w600.jpg)
Рядовой Сергей Рудак - разведчик-оператор готовит беспилотник к полёту. Служба в войсковой разведке ему нравится. А запускать беспилотные самолёты одно удовольствие
Вот, думаю, родные вооруженные силы. Лишь бы над молодым и неопытным приколоться. На резинке можно только парашютиста игрушечного запускать. Как в детстве. Только никто и не думал прикалываться. Один из бойцов специальным крюком один конец резинки пригвоздил к земле, а второй передал другому бойцу, чтобы тот закрепил его на беспилотнике. Еще через 20 минут шайтан-самолет был готов к старту.
Но капитан медлил. Вдруг, говорит, его ветром унесёт. Он же, сволочь, дорогущий. Ага, значит, думаю, наложили в штаны-то. А если война? Тоже будем ветра бояться?
![](http://pix.photone.me/file/3476_w600.jpg)
Разведчики-операторы войскового спецназа готовы к запуску беспилотного самолёта
Но никто ничего не боялся, это понятно. Просто не хотели производить друг на друга дешевое впечатление. Мне же, неопытному, пояснили, что есть у нашей армии для страшной годины и сильного ветра покрупнее и пострашнее беспилотники. Когда беда подойдет к порогу, их вывезут на КАМАЗе и запустят как надо, без резинки. Враг будет разбит, а имущество - в порядке. А что может быть лучше для времени суровых испытаний?