Капитан неходячего флота

Nov 07, 2013 09:49


Из архива 2012 года. Опубликовано в Воентернете

Довелось побывать на борту большого атомного ракетного крейсера «Киров». Это головной корабль проекта 1144 «Орлан». С конца 90-х годов крейсер фактически ждет своей смерти - стоит у причальной стенки судоремонтного завода «Звездочка» в Северодвинске. Реакторы давно заглушены, вооружение снято, сырой ветер, безжалостная ржавчина и равнодушная пыль - главные стихии, с которыми теперь сражается «Киров».


Головной корабль проекта 1144 «Орлан» у пирса судоремонтного завода «Звёздочка»


Но вот что удивительно. Кажется, в таких непростых обстоятельствах застанешь тут мрачных людей, которые ненавидят не только весь мир, но и самих себя. А тут в уютной командирской каюте встречает жизнерадостный улыбающийся крепыш в робе с надписью «Командир». Капитан 2-го ранга Виталий Коноплёв, 35 лет, потомственный офицер. Час пролетел незаметно за разговорами о том, как защищать Родину на корабле, который не выходит в море, кем здесь служит штурман и как управлять котом по кличке Боцман.


Командир 48-го экипажа Виталий Коноплёв рассказывает командиру танка Рошке как управлять котом по кличке Боцман

Начали с самого простого: расскажите немного о себе.

- Родился в Калининграде в семье военнослужащего, окончил военно-морское училище. Из училища сразу попадаю на тяжёлый ракетный крейсер «Пётр Великий». После «Петра Великого» направляют меня командиром дивизиона на крейсер «Маршал Устинов». Здесь становлюсь помощником командира корабля. Затем поступил в Военно -морскую Академию. Потом были авианосец «Адмирал Кузнецов» и эсминец «Адмирал Ушаков» (до 2004 года - «Бесстрашный»). И вот уже с должности старшего помощника эсминца «Адмирал Ушаков» перехожу на командирскую должность этого крейсера.


Боцман на своем рабочем месте на «Кирове» внимательно слушает рассказ своего командира и хозяина

- Корабль специфический, не жалеете? Может быть вам надо адмиралом стать, флотом командовать? А вы у стенки стоите.

- Я в молодости, понятно, как и все хотел стать командующим хотя бы одним из флотов. Отец военный, знакомые и друзья тоже военные. На кухонных посиделках обсуждаются и осуждаются империалистические планы по захвату нашей Родины. Но жизнь и служба показывают, что Родину можно защищать разными способами.

- То есть все-таки есть еще такая профессия - Родину защищать?

- Ну конечно. Сейчас не 90-е. Служили же тогда и ничего. Правда, из всех моих сокурсников, а это 84 курсанта, продолжают служить около 15 человек. Я общаюсь с ними по возможности. Одни ушли из-за отсутствия жилья, другие из-за маленького оклада, третьи по различным семейным обстоятельствам. Теперь, к примеру, не каждая женщина из Питера, переедет к мужу на службу в Гремиху.


Фотография на память для командира танка Рошки. Капитан 2-го ранга Виталий Коноплёв на главной палубе крейсера «Киров»

- А что у вас тут за команда?

- Ну экипаж на самом деле тут специализированный. На 99% состоит из офицеров-выпускников технических училищ. Наша основная задача - не то, что предотвратить, а просто обнаружить на корабле взрыво-пожаро-угрозу и вовремя оповестить о ней завод. Но при этом у меня есть, например, штурман.

- Штурман?!

- Конечно. Просто ему объяснили, что он на самом деле электрик. Или вот. Ангельский старпом.

- В смысле покладистый?

- В смысле фамилия у него такая - Ангельский. Мой однокурсник по училищу. Есть кок. Хотя формально у нас тут нет для него оборудования, одно демонтировано, и питание наше организовано на берегу, но все-таки у нас тут команда. Поэтому мы с офицерами приносим из продовольственного пайка какие-то продукты, и он тут придумывает, что может.

- Почему у крейсера вашего такая судьба?

- Потому что такая судьба. Власть на самом деле озабочена и очень старается не только возродить новый флот, но и сохранить имеющийся. Необходимо показать обществу: флот в России есть и он будет ходить в мировом океане. Другое дело, что эту задачу проще решать при помощи подводных крейсеров, а проекты типа нашего, они, скорее всего, слишком дороги для того, чтобы просто демонстрировать в море флаг.

- А в чем смысл такого решения - тратить деньги, чтобы держать крейсер, который никогда не выйдет в море?

- Я думаю, необходимо не спонтанное, а системное решение, допустим, по всему проекту в целом.


На снимке 48-й экипаж и ветераны крейсера на встрече, посвященной 31-й годовщине подъема Военно-морского флага на ТАРКР «Киров». 14 апреля 2012 года. Фотоснимок Олега Кулешова

- А Путин или Медведев не были на вашем корабле, чтобы обсудить это решение? Вот на «Севмаше», на том берегу, они бывают частенько.

- Ну знаете, мы уж тут как-нибудь и так надежно послужим. А то для подготовки такого визита мне еще и в море придется выйти на веслах (смеется).

- А в море-то вам хочется?

- Хочется. Но только хочется с порядочными и надежными людьми.

- Что совсем не осталось порядочных и надёжных людей?

- Есть, конечно. Все-таки в конечном счете капитан формирует команду. Но как сказать? Конкуренция сейчас в армии очень большая. Многих ведь вывели за штат. Платят оклад за звёзды только. Прилично, кстати, вполне. Скажем, капитан 2-го ранга за штатом, сейчас получает как генеральный директор коммерческого предприятия. Но все равно люди ходят, ищут, куда устроиться. И люди ходят, будем говорить, разные.

- С людьми - вечная проблема. Давайте тогда поговорим о крейсере.

- Отличный корабль. Считается, что по обитаемости он лучший. Каюты в два раза больше, чем на эсминцах и на крейсерах проекта 1164. На авианосце «Адмирал Кузнецов» вообще есть каюты без иллюминаторов, а тут во всех каютах иллюминаторы есть. Со слов судостроителей, «Киров» имеет самый крепкий корпус из кораблей своего проекта. В 81-году он вошёл в состав 7-й оперативной эскадры. Совершил два дальних похода. Участвовал в спасении экипажа подводной лодки «Комсомолец». Во время второго большого похода выявились неполадки в атомном реакторе. В 1999 году крейсер отправляют на ремонт в Северодвинск. С тех пор он стоит. Большинство оборудования демонтировано. Оба реактора находятся в состояния «отстоя» - заморожены, запустить их невозможно.


Палуба на баке тяжёлого ракетного крейсера «Киров»

- То есть это мертвый фактически корабль. Крысы тут есть?

- Крыс нет. Но не потому что мертвый. У нас коты и кошки. В прошлом году кошка родила четырёх котят, два белых, и по одному серому и чёрному. У меня, например, есть личный командирский кот. Зовут Боцман.

С этими словами командир уходит в соседнее помещение и выносит оттуда черного сонного негодяя. Взгляд у него плутоват, манеры флотские. Судьба его вполне метафорична и показательна. Служба Боцман устроена так. Он исправно служит Родине на «Кирове», на выходные капитан берет его домой. А там государство олицетворяет стерилизованная кошка. Как говорит командир Виталий Коноплёв, она не очень понимает, чего от нее хочет Боцман.


Кот Боцман (на переднем плане) и командир ТАРК «Киров» на службе Родине

Слава командирам крейсера «Киров»!

Ура Боцману крейсера «Киров»!

смелые люди, смертельное оружие, неизвестный флот

Previous post Next post
Up