В связи с очередным финалом «Лидеров России» несколько соображений на будущее.
Не про самих «Лидеров», а про проблемы, в которые с упорством въезжает система при попытках запустить те или иные организованные «лифты вертикальной мобильности».
1. В небольших региональных песочницах, где все на виду и ревниво следят друг за другом, любое кадровое продвижение кого-то одного тут же вызывает острую реакцию остальных. И в особенности - тех, кто видят в этом угрозу статус-кво. Хорошо помню, как лет пять назад по поводу одного провинциального блогера, которого мы стали подтягивать на мероприятия федерального уровня, мне выговаривал вице-губер большого восточного региона: пойми, он тут никто, а вы его засветкой в Москве делаете кем-то, и зачем? Но обиженное бухтение вице - очень мягкий сценарий; скажем, с представителями «президентского кадрового резерва» случались куда более жёсткие вещи: как только люди оказывались в этих списках, на них сами собой начали заводиться уголовные дела, их начали увольнять с их должностей и т.д. Поэтому всегда нужно предусматривать очень жесткий контур защиты этих людей - иначе они могут пострадать на ровном месте, только из-за того, что в Москве их заметили.
2. Отбор и его механика - самая уязвимая часть процесса. Любой конкурс - это всегда один довольный и 99 обиженных. В этом смысле прятать механизм - гиблое дело. Делегировать его «искусственному интеллекту» - гиблое вдвойне: наши люди всегда будут думать, что за пультом каждого компьютера сидит волшебник Чуров и к нему стоит очередь из «решал», и никого, никогда, никак не убедить в обратном. Механизм отбора надо делать, во-первых, максимально публичным, во-вторых, персонализованным - жюри из людей с именем, в чей адрес и будут обиды (а будут в любом случае), и, в-третьих, максимально дистанцированным от организаторов - если к кому-то претензии, то они не должны падать на саму структуру.
3. При отборе ошибка делать ставку на «знаек», у которых в головах калькулятор пополам с википедией. Умники и лидеры - это разный антропотип. Лидер - тот, кто может взять на себя ответственность в сложный момент, вычленить главное, отсечь лишнее; кто способен вести за собой других. Знайка может быть хорошим «евреем при губернаторе», но скорее всего будет плохим губернатором.
4. Очень важно, чтобы пул участников кадрового конкурса не воспринимался как «личная гвардия» его организаторов. В условиях паранойи и борьбы группировок необходимые отдельные специальные усилия, чтобы такие лифты воспринимались как public good, а не чей-то клановый ресурс. Проблема в том, что если не делать вообще ничего для этого, по умолчанию восприятие всё равно будет именно таким: это игрушка «тех», зачем в нем участвовать «нам»?
5. Ну и да: приз должен быть объявленным. Туманный сценарий «вы в списке, и вас куда-нибудь да пристроят» - в это уже играли десятки раз (масштабнее всего - «кремлевские молодежки» в нулевые), и каждый раз заканчивалось одним и тем же. В идеале - вырезать в системе набор позиций, за которыми жестко закрепить принцип комплектации именно участниками кадрового резерва. Риск в том, что сразу же вырастут усилия решал проводить через конкурсы своих людей, чтобы у них был соответствующий атрибут, но это по крайней мере будет тогда видно.
Алексей Чадаев
---
Встреча президента с "Лидерами России" выглядела как ознакомительная экскурсия государя в неведомый ему доселе дивный мир "менеджеров среднего звена" (которые не работают под, а работают на). Если ты почему-нибудь не Путин, то такой дайвинг совершить много проще: любая курилка возле близлежащего офисного комплекса даст соответствующий эффект погружения (и ничуть не менее репрезентативную выборку).
Показательный диалог Путина с посаженной по правую руку от него барышней, начальствующей в Питере над чем-то молодежным:
"- Ну лидер должен уметь отойти на второй план...
- В смысле? Лидер это же... лидер!"
Вся проблема в том, что президент, как человек с менеджериальной субкультурой незнакомый, не мог знать, что слово "лидер" в ней скорее употребляется в контекстах типа "лидеры продаж" etc. Собственно, к нему и привели - "лидеров продаж". Которые про тренинг, тимбилдинг, брейнсторминг, мотивацию, личную эффективность и т.п. офисную ересь.
Я думаю, ему полезно знать, что во вверенном ему богоспасаемом Отечестве живут, в частности, еще и такие вот.
Автор: Алексей Чадаев