- Маса, достань вицмундир. Ордена. В бархатных коробочках. Поеду представляться князю.
Говорил он коротко, сквозь стиснутые зубы. Очевидно, купание требовало изрядных волевых усилий.
- К самому императорскому наместнику, вашему новому господину? - почтительно спросил Маса. - Тогда я достану и меч. Без меча никак невозможно. Одно дело - русский посол в Токио, которому вы служили раньше, с ним можно было не церемониться. И совсем другое - губернатор такого большого каменного города. Даже и не спорьте.
Он отлучился и вскоре вернулся с парадной чиновничьей шпагой, благоговейно неся ее на вытянутых руках. Очевидно поняв, что спорить бесполезно, Эраст Петрович только вздохнул.
Шпага русская чиновничья (деталь)
Источник:
http://historicalcenter.ru/ <...>
Фандорин отворил дверь номера и шарахнулся назад - прямо под ноги ему повалился Маса, припал замотанной башкой к полу, зачастил:
- Господин, мне нет прощения, мне нет прощения, мне нет прощения. Я не уберег вашего онси и не сумел охранить важный кожаный портфель. Но этим мои прегрешения не ограничились. Не в силах вынести позора, я хотел наложить на себя руки и посмел для этого воспользоваться вашим мечом, но меч сломался, и тем самым я совершил еще одно страшное преступление.
На столе лежала сломанная пополам парадная шпажонка.
Эраст Петрович сел на пол рядом со страдальцем. Осторожно погладил его по голове - даже через полотенце ощущалась огромная шишка.
- Маса, ты ни в чем не виноват. Грушина-сэнсэя погубил я, и этого я никогда себе не прощу. И с портфелем ты не виноват. Ты не струсил, не проявил слабость. Просто здесь другая жизнь и другие правила, к которым ты еще не привык. А шпага - дрянь, вязальная спица, зарезаться ей невозможно. Купим другую, ей цена пятьдесят рублей. Это же не фамильный меч.
Маса распрямился, по его искаженному лицу текли слезы.
- И все-таки я настаиваю, господин. Мне невозможно жить после того, как я вас так ужасно подвел. Я заслуживаю наказания.
- Хорошо, - вздохнул Фандорин. - Ты выучишь наизусть десять следующих страниц словаря.
- Нет, двадцать!
- Ладно. Но не сейчас, а потом, когда голова заживет. Пока же приготовь ледяную ванну.
Б. Акунин "Смерть Ахиллеса".
Шпага русская чиновничья
Источник:
http://historicalcenter.ru/