Feb 17, 2015 22:14
С юности цесаревич Павел усвоил истины, что «ЧЕЛОВЕК- ПЕРВОЕ СОКРОВИЩЕ ГОСУДАРСТВА, А ТРУД ЕГО - БОГАТСТВО», и что «СБЕРЕЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА - СБЕРЕЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ, А СБЕРЕЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ - СБЕРЕЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА». Сделавшись владельцем Гатчины, Цесаревич стал руководствоваться этими принципами на деле. Так, он предпринял меры по обеспечению сносного существования крестьян, прирезав земледельцам дополнительные наделы земли, дал ссуды тем, у кого хозяйство из-за внешних обстоятельств пришло в упадок. Заботясь о здоровье обитателей Гатчины, В.К. Павел Петрович распорядился устроить сеть фельдшерских пунктов и расширить гатчинский госпиталь, с тем чтобы можно было оказывать бесплатную медицинскую помощь не только дворянам, но и крестьянам с солдатами. Этот госпиталь впоследствии славился чистотой и порядком, своими просторными палатами. Помимо медицинских учреждений, Цесаревич организовал в Гатчине учебные заведения, в которых бесплатно обучались дети всех проживающих в селении, независимо от их сословной принадлежности, а также выстроил и содержал за свой счет сиротский дом, православную, католическую и лютеранскую церкви. При его содействии было развернуто широкое строительство мануфактур, возникли заводы по производству фарфоровых и стеклянных изделий, суконная фабрика. В дополнение ко всему новый правитель Гатчины так усовершенствовал местную полицию и пожарную часть, что жить здесь стало много безопаснее, нежели в Петербурге, не говоря уж о Москве. Еще в 1779 году молодой цесаревич Павел писал своему наставнику Петру Ивановичу Панину: « Государство наше, будучи в беспрестанных движениях с царствования государя Петра I, зачинает приходить в некоторую слабость, которую, как ее самую, так и следствия предупредить должно, дабы все здание или весь корпус не рушился- ослабевшее от многих припадков тело».
Михаил Илларионович Кутузов во время редких приездов в столицу считал своим долгом посетить опального цесаревича Павла, к которому испытывал глубокую симпатию. Да и сама атмосфера Гатчины не могла не расположить к себе; жизнь в Гатчинском дворце отличалась простотой и семейным уютом. Мария Федоровна обожала мужа и детей, любила музыку, сама не дурно играла на фортепиано, устраивала литературные чтения и театральные премьеры, возводила постройки и разбивала сады...
Получив назначение на должность посла в Турции, на следующий же день после приема в Зимнем Дворце, хмурым ноябрьским утром 1791 года Кутузов отправился в Гатчину. Приезду нежданного гостя хозяева обрадовались - весь день были с ним ласковы и обходительны. После обеда Павел Петрович пригласил гостя посидеть в библиотеке - у него было прекрасное собрание книг, насчитывающее сорок тысяч томов. Сели в кресла, закурили трубки. Кутузов еще ранее выразил сожаление по поводу внезапной кончины младшего брата Марии Федоровны, вюртембергского принца Фридриха, скончавшегося в Галаце спустя несколько недель по прибытии его в действующую армию, и сей час разговор зашел о странном случае, который произошел с самим Потемкиным. Он присутствовал на отпевании принца, и, когда вышел из церкви, то вместо кареты ему подали вдруг погребальную колесницу, приготовленную для принца. Потемкин в ужасе отшатнулся - он был чрезвычайно мнителен и суеверен. А через два месяца он скончался.
Павел встал, быстро прошел из угла в угол.
- Это удивительно, непостижимо,- с волнением произнес он. Потом придвинул кресло ближе к Кутузову, сел и доверительно прошептал: - Михайло Ларионович, со мной тоже произошел странный случай. Я вам не рассказывал?
- Нет, Ваше Высочество.
- Тогда слушайте. Произошло это три года тому назад, ранней весной. Мы поздно засиделись с Куракиным, много говорили, и у меня разболелась голова. “Пойдем, князь, пройдемся по набережной”,- сказал я. Вышли, идем. Впереди лакей, за ним я, чуть дальше князь, а за ним другой лакей. Было темно, тихо. Идем молча. Вдруг вижу - слева в нише дома стоит высокий человек, завернутый в плащ, шляпа надвинута на глаза. Поравнялись с этим человеком, и он неслышно пошел рядом со мной. У меня даже левый бок захолодило. И вдруг заговорил. Голос глухой и низкий. “Павел!” - “Что тебе? ”- вспылил я. “Бедный Павел! Бедный князь!” - “Кто ты?” - спрашиваю. -“Кто я ? Я тот, кто принимает участие в твоей судьбе и кто хочет, чтобы ты особенно не привязывался к этому миру, потому что ты долго не останешься в нем. Живи по законам справедливости, и конец твой будет спокоен. Бойся укора совести; для благородной души нет более чувствительного наказания. А теперь прощай. Ты еще увидишь меня здесь”, - человек взмахнул рукой, показывая на площадь Сената, мимо которой мы как раз проходили. Он снял шляпу и улыбнулся, и я узнал прадеда моего Петра Великого ...”
Кончина Императора не была спокойной, но нам не известно в чем и когда он нарушил закон справедливости. Расказы о его жестокости пусть остаются на совести тех, кто их сочинял. Его деяния говорят сами за себя:
7 ноября 1796 года ( второй день по восшествии на престол)- был объявлен манифест, провозглашающий мирную политику России. Государь Император торжественно объявил, что отныне Россия будет жить в мире и спокойствии, что теперь « нет ни малейшей нужды помышлять о распространении своих границ, поелику и без того довольно уже и предовольно обширна». Войскам, находящимся в Персии, приказано вернуться на родину.
10 ноября- отменяется рекрутский набор, объявленный Екатериной II для очередного похода на Францию (первый сорвался из-за необходимости подавления восстания в Польше). «Нельзя изобразить,- писал А.Т.Болотов,- какое притягательное действие произвел сей благодетельный указ во всем государстве,- и сколько слез и вздохов благодарности испущено из очей и сердец многих миллионов обитателей России».
11 ноября- прекращается перечеканка серебряной монеты с повышением ее нарицательной цены и выпуск обесцененных ассигнаций. Император торжественно объявил, что «согласится до тех пор есть на олове, покуда не восстановит нашим деньгам надлежащий курс и не доведет его до того, чтобы рубли наши ходили рублями». Спустя неделю в его присутствии всенародно сжигаются шесть миллионов обесцененных рублей.
12 ноября- объявлено, что «всякий может обращаться к Государю Императору со своими нуждами и просьбам». Вскоре в Зимнем дворце появляется окно, куда каждый может опустить свое прошение. Ключ от комнаты, в которой находилось это окно, хранил у себя сам Павел. Каждое утро в седьмом часу Император отправлялся туда, собирал прошения, собственноручно их помечал и затем прочитывал их сам или заслушивал чтение одного из статс-секретарей. Резолюции или ответы на эти прошения всегда либо писались им лично, либо скреплены были его подписью и затем публиковались в газете для объявления просителю. Только в течение одного года почта доставила Павлу Петровичу 3229 писем с прошениями, на которые отвечено 854 указами и 1793 резолюциями.
13 ноября- объявлено, что присягу новому царю будут принимать крепостные крестьяне, наравне с другими сословиями. 16 ноября- Государь Император вместе с наследнико-цесаревичем Александром Павловичем освободил из тюрьмы Т.Костюшко, вождя польского национального восстания 1794 года. Ему возвращена шпага, а также вручена крупная сумма денег для отъезда в Северную Америку, за освобождение которой он ранее воевал. Вместе с Т.Костюшко, по его просьбе, освобождены его соратники Потоцкий и Немцевич.
23 ноября- Высочайший рескрипт: «Находящегося в Илимске на житие Александра Радищева оттуда освободить, а жить ему в своих деревнях». Из Шлиссельбургской крепости освобождается Н.И.Новиков, и затем, по его просьбе, еще пять человек, проходивших по его делу.
29 ноября- Указ о амнистии «всем полякам, подпадшим под наказание, заточение и в ссылку, по случаю бывших в Польше замешательств». Выходит новый воинский Устав по строевой части и службе, по которому все офицеры должны были забыть о своих шубах, муфтах и каретах и «привыкать ко всей военной нужде и беспокойству». Отменен ранее существовавший порядок записи именитых дворян в гвардейские полки с момента рождения.
5 декабря- Указ «Об освобождении всех без изъятия заключенных в Тайной экспедиции, кроме повредившихся в уме. О сих последних усугубить попечение к возможному излечению, для освобождения также их по выздоровлении». Император принялся за наведение порядка в управлении и в Сенате. Генерал-прокурором назначается Алексей Борисович Куракин. «Отлучены от Сената неспособные и лихоимствующие».
16 декабря- Указ генерал-прокурору: «...Должность генрал-прокурора заключает в себе повсеместную бдительность о благоуспешном течении разного рода дел, в приказах производимых, и о точном сохранении законов, на все части государственного правления изданных». Восстановлена денежная подать вместо хлебной. «во избежание имеющихся злоупотреблений».
29 декабря- Издан циркуляр генерал-прокурора А.Б.Куракина, требующий, чтобы прокуроры немедленно доносили о всякого рода происшествиях, незаконных действиях и злоупотреблениях должностных лиц. А также чтоб «в бумагах изъяснялись самым чистым и простым слогом, употребляя всю возможную точность, а высокопарных выражений избегать».
1797 года 16 февраля- запрещается продажа дворовых и безземельных крестьян « с молотка или с подобного на сию продажу торга».
5 марта- Указ «О систематизации вышедших ранее законов», вызванный стремлением положить конец неправосудию и взяточничеству.
1 апреля- Указ Сенату о запрещении губернаторам отменять или изменять без рассмотрения Сената меры наказания, определенные судом.
5 апреля- В первый день Святой Пасхи, в Успенском соборе Кремля состоялась коронация императора Павла I на Российский Престол. В этот же день был объявлен Манифест, запрещавший принуждать крепостых крестьян к работе в воскресные и праздничные дни. Помещикам предписывалось довольствоваться трехдневным трудом крестьян в неделю ( трехдневной барщиной)
29 апреля- Манифест «О прощении отлучившихся самовольно нижних чинов и разного звания людей».
2 мая- Указ «О принятии императрицей Марией Федоровной главного начальства над воспитательными домами в обеих столицах». Началась более чем тридцатилетняя плодотворная благотворительная деятельность Марии Федоровны.
3 мая- Император Павел Петрович с двумя старшими сыновьями отправляется в поездку по бывшим польским провинциям. Посещает Смоленск, Оршу, Минск, Могилев, Вильно, Гродно, Ковно, Митаву, Ригу, Нарву.
5 мая- Указ «Дабы никаких работ без надобности, а единственно по прихотям разных чинов не производить» ( речь шла о показухе местных властей при посещении вверенных им территорий Государем Императором). Кроме того, запрещались депутации с хлебом-солью, городским чиновникам и сельским обывателям запрещалось устраивать встречи и приготовления.
4 ноября- Указ, повеливающий придворным чинам находиться на действительной службе, военной или гражданской.
19 ноября- Выходит закон «о ябедниках» (клеветниках). Кроме штрафа, предписывается публиковать в газетах «за напрасное вчинение дел».
18 декабря- Указ «О прощении недоимок в подушном сборе с мещан и крестьян в сумме семи с половиной миллионов рублей». Выходит Манифест об учреждении Государственного вспомогательного банка для дворянства. Именной Указ Синоду: «Попечение о благоустройстве Церкви и призрение к служащим ей почитаю одною из главнейших обязанностей Царствования...» Восстановлены права старообрядцев, а в западных районах - права Ордена иезуитов. В Петербурге и в Казани открываются духовные семинарии.
1798 года 5 января- Введены новые штаты армии, с сокращением на 45440 человек. Точные правила рекрутских наборов, чинопроизводства, увольнений. Запрещено использовать воинских чинов по частным надобностям.
5 апреля- Указ « О воздвижении обелиска в память генерал-фельдмаршала графа П.А.Румянцева-Задунайского ».
16 октября- выходит Указ, категорически запрещающий продавать крепостных и дворовых людей без земли. Когда несколько позднее Сенат при взыскании долгов с помещиков-банкротов «находит, что человека мужеска пола от 18 до 40 лет следует считать по 360 рублей, более старых и младших - по 180, за вдов и девушек не престарелых - 50, за замужних же женщин особого зачета не назначать», император Павел отказывается подписать документ, считая « неприличным официальные толки о ценах на живых людей».
29 ноября. Император Павел I принял на себя достоинство Великого Магистра державного Мальтийского ордена св. Иоанна Иерусалимского по ходатайству рыцарей Ордена. В этот же день вышел Манифест нового Великого Магистра, в котором устанавливалось « новое заведение Ордена св. Иоанна Иерусалимского в пользу дворянства империи Всероссийской, чтобы открыть для него новый способ к поощрению честолюбия на распространение подвигов, Отечеству полезных и Нам угодных». Павел Петрович намного раньше других понял дух новой эпохи и противопоставил якобинскому радикализму облагороженное рыцарство. В Манифесте он окрыто заявил об этом, назвав « законы и правила Мальтийского ордена сильной преградой против бедствий, происходящих от безумной страсти к переменам и новостям необузданным». Поэтому и решил он образовать в России как можно скорее рыцарский корпус - новое сословие людей, способных обратить демократические преобразования в стране на благо Империи.
1799 года 10 марта- Именное повеление принимать от сосланных письма на царское имя.
8 августа- А.В.Суворов пожалован князем Российской империи с титулом Италийского, который распространен и на его потомков мужского и женского родов.
1800 года 18 марта- выходит указ против ростовщиков «сущих чуждого хищников».
27 октября- Указ Синоду « Об устроении в Москве Старообрядческой церкви ».
1 ноября- Указ « О прощении всех, выбывших из службы воинской » подготовленный фон Паленом, который дал ему возможность вернуть на службу братьев Зубовых и генерала Беннигсена - главных исполнителей заговора против Павла I.
8 ноября- День святого архистратига Михаила. Торжественное освящение Михайловского замка.
18 декабря- Павел I обращается к Наполеону Бонапарту с первым посланием, которое начинается такими словами: « Господин Первый Консул. Те, кому Бог вручил власть управлять народами, должны думать и заботиться о их благе ».
19 декабря- Государь Император подписал « Устав о банкротстве», цель которого - « воздержать дворянство от мотовства и делания сверх имения их долгов».
23 декабря- Указ о том, что солдатам, находящимся на службе до вступления Павла I на престол, по окончании срока службы выделяется в Саратовской губернии по 15 десятин земли и по 100 рублей на обзаведение хозяйством. В Петербурге открывается училище для военных сирот на 1000 мест (Павловский корпус), а также сиротский солдатский дом для девочек. 1801 года
2 января- Император Павел I, отвечая на послание Бонапарта от 9 декабря, в котором есть такие строки: « Я желаю видеть скорый и неизменный союз двух могущественнейших наций в мире для избавления от ужасов войны и раздоров партий...», пишет : « Несомненно, что две великие державы, вошедшие в соглашение между собою, повлияют на остальную Европу самым положительным образом, и я готов это сделать».
18 января- Манифест, возвещающий о добровольном присоединении Грузинского царства к Российской империи.
11 марта- Именной указ « О дозволении киргизскому народу кочевать между Уралом и Волгой».
В ночь с 11 на 12 марта Император Павел Петрович убит заговорщиками.
“ Пушкин рассказывал,- вспоминал В.А.Соллогуб,- что когда он служил в Министерстве иностранных дел, ему случилось дежурить с одним весьма старым чиновником. Желая извлечь из него хоть что-нибудь, Пушкин расспрашивал его про службу и услышал от него следующее. Однажды он дежурил в этой комнате, у этого самого стола. Это было за несколько дней перед смертью Павла. Было уже за полночь. Вдруг дверь с шумом растворилась. Вбежал сторож, впопыхах объявляя, что за ним идет Государь. Павел вошел и в большом волнении начал ходить по комнате; потом приказал чиновнику взять лист бумаги и начал диктовать с большим жаром. Чиновник начал с заголовка: « Указ Его Императорского Величества» - и капнул чернилами. Поспешно схватил он другой лист, снова начал писать заголовок, а Государь все ходил по комнате и продолжал диктовать. Чиновник до того растерялся, что не мог вспомнить начала приказания и боялся начать с середины, сидел ни жив ни мертв перед бумагой. Павел вдруг остановился и потребовал указ для подписания. Дрожащий чиновник подал ему лист, на котором был написан заголовок и больше ничего.
- Что Государь?- спросил Пушкин.
- Да ничегос-с. Изволил только ударить меня в рожу и вышел.
- А что же диктовал вам Государь ?- спросил снова Пушкин.
- Хоть убейте, не могу сказать. Я до того был испуган, что ни одного слова припомнить не могу. ”
люди,
#ucmopuockon,
личности,
история