Интеграционная зрелость

Nov 16, 2024 21:51





Юрий Витальевич Шишков, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2006).

22 года назад я взял интервью у профессора Юрия Шишкова, опубликовавшего в 2001 году книгу «Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ», за которую в 2003-м получил Премию имени Е. С. Варги. Интервью было опубликовано в «Независимой газете». Вот оттуда цитаты:

«Объединяют прежде всего высокие технологии. В обрабатывающей промышленности продукт можно дробить до бесконечности - автомобиль собирается из тысяч деталей, и их можно производить в разных странах. Это связывает так тесно, что процесс интегрирования идет как цепная реакция, его уже не остановить. Если же теми или иными странами не достигнут определенный уровень технико-экономического развития, я бы сказал - уровень интеграционной зрелости, то их объединение не имеет экономической основы.

В Африке, например, провозглашаются "зоны свободной торговли", "общие рынки", создаются их штаб-квартиры, но все это остается на бумаге. Страны, входящие в эти "объединения", выпускают малотехнологичный продукт, а главное - выпускают одно и то же (бананы, нефть, медь, цинк) и не взаимодополняют друг друга, а, наоборот, друг от друга отталкиваются.

То же происходит и в СНГ: как Россия торгует преимущественно нефтью и газом, так и Казахстан, Туркмения. Высокотехнологичную продукцию они приобретают в дальнем зарубежье - наша неконкурентоспособна. Поэтому нет экономической заинтересованности в интеграции.



Анализ товарооборота стран СНГ показывает интересную закономерность: чем больше страна обеспечена сырьевыми ресурсами, тем скорее она отходит от России и ориентируется на дальнее зарубежье. Россия остается центром притяжения, пожалуй, только для Белоруссии, которой нечего предложить на западный рынок, и Армении, которая из-за сложного геополитического положения стратегически связана с Россией.

Процесс распада СНГ можно было бы остановить, если бы России удалось преодолеть правовую и политическую нестабильность и привлечь в экономику иностранные инвестиции, обеспечив таким образом устойчивость экономического роста. Но пока этого нет.

Реальные интеграционные процессы сейчас в СНГ не идут, а идут в Европе, Северной Америке, отчасти в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии».

«Еще в 30-е годы японский экономист Канаме Акамацу сформулировал теорию "летящих гусей", согласно которой в развитых странах по мере повышения уровня жизни и, следовательно, роста заработной платы низкотехнологичные и трудоемкие производства выносятся в страны с более низкой оплатой труда в последовательности: текстиль - химия - металлургия - автомобили - электроника. Вот приблизительно по этой схеме пошли некоторые страны Юго-Восточной Азии и так, по ступенькам, вышли на современный уровень. Ведь с иностранными капиталами и технологиями приходит и культура управления, и уровень подготовки кадров, развивается транспортная, финансовая и информационная инфраструктура. И инвестиции привлекает в первую очередь технологичная обрабатывающая промышленность, так как она приносит больше прибыли: килограмм сырой нефти дает прибыль в 2,5 цента, килограмм бытовой техники - 50 долларов, а килограмм электроники и информационной техники - 5000».

«Из советского периода мы вышли в рынок этаким двугорбым верблюдом - с одной стороны, у нас есть военные технологии мирового уровня, которые, к сожалению, так и не были конвертированы, и мы вынуждены выживать опять-таки продажей оружия. С другой стороны - сырьевые отрасли, которые конкурентоспособны сами по себе. Все остальное - в провале.

Нам необходимо развивать гражданские отрасли обрабатывающей промышленности, переносить туда высокие технологии из ВПК, стимулировать разработку новых технологий, для чего у нас есть база, но нет необходимых средств. Но все это упирается в привлечение огромных инвестиций - следовательно, в законодательство, в борьбу с криминалом, в политическую стабильность».

Previous post Next post
Up