Картинки самого городского села Российской империи 2

Nov 04, 2021 22:31

ПЕРВЫЙ ЗИМНИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР НА КУБАНИ


В дореволюционный период село Армавир приобрело значение не только известного в масштабах всей России торгово-промышленного пункта, но и превращается в один из центров региональной культуры и образования. Особое место в жизни армавирцев прочно заняло драматическое искусство.
Уже в конце 1870-х гг. иногородние жители селения начинают устраивать любительские спектакли.  Для этих целей нанимались помещения частных лиц. В это же время в Армавире появляются первые заезжие артисты. Выступления гастролирующих трупп чаще всего проходили в роскошном, но крайне тесном зале клуба Общественного собрания.



Зимний клуб Общественного собрания в доме купца Артемия Тарасова (1907 г.).

Несмотря на то, что сценическое искусство пользовалось большой популярностью, в Армавире очень долго не было специального театрального здания. Только в 1908 г. на средства богатого местного промышленника, владельца машиностроительного, маслобойного и конного заводов, Михаила Иосифовича Мисожникова на оживленной центральной улице Почтовой (ныне это место по ул. Ленина между домами № 101 и 103) возводится драматический театр.  Появление этого просветительного учреждения имело значение не только для Армавира, но и ознаменовало собой начало новой эпохи в культурной жизни гораздо более обширного региона. Театр М.И.Мисожникова стал первым в Кубанской области зимним стационарным драматическим театром. Вскоре, в сентябре 1909 г. свой большой зимний театр начал действовать и в Екатеринодаре.



Промышленник Михаил Иосифович Мисожников (начало ХХ в.).

Торжественное освящение нового «храма искусства» состоялось в первых числах декабря 1908 г.  Об этом событии в екатеринодарской газете «Новая заря» сообщалось: «До сего времени все спектакли, концерты и вечера устраивались в зале общественного собрания на неприспособленной для этой цели сцене. Теперь все это найдет приют в новом театре г. Мисожникова, устроенном применительно ко всем требованиям сцены… Зрительный зал театра имеет 32 на 15 арш., сцена 12 на 16 арш. Вместимость 700-800 чел. Театр удобен и, можно сказать, даже комфортабелен. Правда, буфет и фойэ маловаты в сравнении с зрительным залом, но зато все сделано изящно и с большой долей вкуса. Стены и потолки везде расписаны красками (работа художника В.П.Вейдовского), отопление паровое. Освещение электрическое от собственной станции. В противопожарном отношении - театр также устроен хорошо. Электрические провода, во избежание случайностей, проложены по тонким медным трубкам, водопроводная магистраль проведена от главной трубы… Сцена также необижена благоустройством. Имеется много обстановочной мебели, декораций, все потребные для сцены технические приспособления и машины для световых и звуковых эффектов. Уборные для гг. артистов также удобны и хорошо оборудованы. В общем, по мнению многих, армавирский театр мог бы сделать честь даже некоторым губернским городам».
Появление в селе собственного драматического театра не было обойдено вниманием и столичной прессы. Так, в журнале «Театр и искусство» сообщалось: «Армавир. Здесь открылся театр, выстроенный компанией предпринимателей во главе с М.О.Мисожниковым. Помещение театра узкое, с низкими потолками, но отделано со вкусом, с небольшим фойе, буфетом и столовой и электрической вентиляцией. Вместимость театра 700-900 человек…». Театр М.И.Мисожникова представлял собой замечательный памятник модного тогда стиля модерн. Особенностью здания была «изломанная» линия уличного фасада, где ризалиты тектонично выявляли его планировочную композицию. Внешний облик сооружения отличался богатой пластикой и «напряженным» высотным силуэтом.  На фасаде были изображены трагические и комические маски, подчеркивавшие функциональное назначение объекта.



Зимний драматический театр М.И.Мисожникова (прим. 1911 г.). Открытка послана в 1912 г. из Армавира во Францию, в г. Лилль на языке эсперанто.



План участка с театральным зданием (1928 г.).



План 1-го этажа театра (1928 г.).

Первый артистический сезон в первом на Кубани зимнем стационарном театре открылся 4 декабря 1908 г. спектаклями украинской труппы под управлением антрепренера П.В.Прохоровича.  Уже к середине декабря здесь были поставлены пьесы М.Л.Кропивницкого: «Дви семьи», «Сорочинский ярмарок» и «Суета».  После завершения гастролей П.В.Прохорович остался в Армавире на должности администратора театра.



Украинский артист и антрепренер Павел Васильевич Прохорович (начало ХХ в.). Фото любезно предоставлено краеведом Б.Н.Берендюковым.

Первый зимний сезон в театре М.И.Мисожникова оказался весьма удачным как с точки зрения успеха у публики, так и в материальном отношении. В журнале «Театр и искусство» сообщалось: «Армавир. С 4 декабря 1908 г. по 8 февраля 1909 г. труппой г. Прохоровича дано 59 спект. вечерних и 13 утренних, всего взято 20.409 р. 12 коп., на круг по 283 р. 46 к. Чистого заработка около 4000 рубл. по уплате жалованья и вечерового расхода. Антрепренерскую деятельность г. Прохорович прекратил и служит администратором Армавирского театра, куда подписал контракт на 3 года».
Благодаря П.В.Прохоровичу, армавирцы могли познакомиться с самыми различными драматическими коллективами, которые приглашались им в театр. В сценическом репертуаре заметное место занимала украинская тематика. Так, зимний сезон 1909-1910 гг. открылся представлениями большой труппы Б.А.Бродерова, состоящей из 70 человек.  В числе сыгранных артистами произведений были популярные украинские оперетты «Запорожец за Дунаем», «Наталка полтавка» и ее продолжение «Свадьба Терпелыхи с Возным» и др.  Вскоре коллектив Б.А.Бродерова сменила труппа известного антрепренера П.И.Серова.  С 1 октября 1910 г. театр М.И.Мисожникова был снят на всю зиму антрепренером А.А.Кравченко, под руководством которого выступали 19 артистов.



Газетное объявление о выступлении в театре итальянской оперы бр. Гонсалец (1911 г.).

После отъезда П.В.Прохоровича новая администрация театра, не смогла найти артистов, готовых отыграть целый сезон. Представления здесь стали носить нерегулярный, и даже случайный, характер. Из-за отсутствия постоянной труппы 7 ноября 1912 г.  помещение театра М.И.Мисожникова было сдано в аренду под кинематограф «Новый театр Гранд-Электро». Вместе с тем, зал со сценой по-прежнему снимали приезжавшие в Армавир артисты, однако их гастроли продолжались теперь всего несколько дней, а в лучшем случае - 2-3 недели.
Так, по неполным сведениям, в течение 1913 г. в театре М.И.Мисожникова выступали следующие коллективы: в январе - труппа Кисловодского Курзала под управлением И.П.Гогина; в феврале - Товарищество опереточных артистов под управлением И.П.Коганова и при участии «примадонн» А.И.Веретенниковой и А.Г.Табаровой; в том же месяце - Миланская итальянская опера под управлением бр. Гонсалец; в мае - лирический тенор А.Акопян при участии исполнительницы цыганских романсов Н.С.Алтунджи; в августе - труппа «Веселого театра» при участии писателя и артиста Московского театра Корша В.В.Рамазанова; в сентябре - труппа полного ансамбля Тифлисского казенного и Самарского городского театров под управлением Н.Д.Лебедева; в октябре - труппа артиста Санкт-Петербургского Малого театра М.С.Кожевникова при участии К.А.Яновской; в ноябре - труппа Кисловодского Курзала под управлением И.П.Гогина; в декабре - Киевский ансамбль художественной драмы дирекции А.Н.Морской и в этом же месяце - полный состав Ростовского Асмоловского и Екатеринодарского театра О.П.Зарайской под общим управлением Н.И.Собольщикова-Самарина.



Газетное объявление о выступлении в театре известной армянской труппы под управлением  О.А.Абеляна и А.Н.Арменяна (1911 г.).

В 1914 г. театр был приобретен  крупным местным купцом Семеном Прокофьевичем Меснянкиным, который провел здесь капитальный ремонт. 3 ноября 1914 г. новый владелец предоставил в бюро Русского театрального общества следующие сведения: «Театр вмещает до 600 человек; имеется 26 рядов в партере по 20 стульев в каждом ряду; 18 лож 4 стула в каждой и балкон, вмещающий до 50 чел.; в общем сбор достигает до 700 р.».
Зал армавирского театра был невелик, что вызывало среди обывателей массу острых шуток. В одном из едких газетных фельетонов 1914 г. говорилось:                
«Есть театрик здесь убогий,
На чулан скорей похожий,
Коль случайно забредешь,
Рад будь, если цел уйдешь.
Там, брат, боксом угощают,
Платье боем добывают,
Обдирают очень ловко.
Не театр, - а мышеловка».
Впрочем, несмотря на все недостатки, армавирцы очень любили свой театр. Во время спектаклей в зале редко оставались свободные места. С аншлагом проходили здесь гастроли всероссийской любимицы, исполнительницы романсов А.Д.Вяльцевой, певицы Н.В.Плевицкой, артистов Роберта Адельгейма, Павла Орленева, Виктора Петипа и Витольда Полонского, балерины императорских театров Екатерины Гельцер, поэта Николая Клюева, армянских драматических трупп под управлением О.Абеляна, А.Шаэна, А.Арменяна и других коллективов. На подмостках театра часто выступали местные и приезжие музыканты.



Драматический артист Роберт Адельгейм в Армавире (начало ХХ в.).



Гастролировавший в театре артист Мариус Мариусович Петипа,  скончавшийся и похороненный в Армавире в 1919 г.

В 1915 г. в театре С.П.Меснянкина наконец-то появляется постоянная труппа, выступавшая здесь вплоть до революции 1917 г. 17 октября 1915 г. новый зимний сезон был открыт спектаклями «Современного театра миниатюр» Л.П.Баушева и Б.В.Радова». Этот коллектив, состоявший из 25 чел., возглавлял опытный антрепренер и артист М.И.Судьбинин, который до этого несколько лет подряд держал труппу в Ставрополе. При «Современном театре миниатюр» имелся собственный струнный оркестр под управлением дирижера М.И.Соколова.
В советское время театр, перешедший в собственность государства, и названный в честь наркома просвещения А.В.Луначарского, сохранял свою изначальную роль важного очага культурной жизни города. Правда, в 1920-е гг. со стороны муниципальных властей выдвигалась идея в целях экономии прикрыть театр, но, к счастью, этого не произошло.



Армавирский драматический театр в 1930-е гг.

В 1942 г. в результате налета фашистской авиации драмтеатр был до основания разрушен (труппа в это время находилась в эвакуации в Закавказье).  Сегодня на месте бывшего театра М.И.Мисожникова в самом центре города между владениями по ул. Ленина № 101 и 103 в здании современной невыразительной архитектуры располагается торговый центр «Арбат».
После освобождения города для вернувшихся артистов было передано одно из уцелевших зданий на той же улице, позднее серьезно пострадавшее от пожара и подвергшееся неоднократным перестройкам. Здесь по ул. Ленина, 82 старейший театр на Кубани действует и сегодня, готовясь вскоре встретить свой уже 113-й театральный сезон.



Современный вид Армавирского драматического театра по ул. Ленина, 82.

Сергей Ктиторов
Продолжение следует
Previous post Next post
Up