Дом Розалии Аракеловой (1912 г.).
Ниже просто несколько фотографий еще одного столь типичного для застройки села Армавир начала ХХ в. особняка в стиле рационального модерна, сохранившегося до наших дней в Армавире на углу улиц Урицкого, 75 и Фрунзе, 21.
Недавно я задумался, какой смысл в том, чтобы размещать в сети картинки без развернутого описания? Кому это может быть интересно? Потом понял, что это пусть и небольшой, но крайне важный шаг в деле сохранения исторического наследия, пусть и на уровне фиксации образов уходящей эпохи. Ведь скоро практически всех этих домов не останется. Как же мы будем познавать прошлое? Хотя бы фотографии частично компенсируют потери. А если размещать их в сети, то больше шансов, что не пропадут и эти изобразительные источники. К сожалению, многие старинные дома уничтожены в последние годы бесследно, и даже снимков их не осталось. Казалось бы, совсем недавно они являлись частью привычного мира, на них особенно и не обращаешь внимания, но когда эти памятники гибнут, то оказывается, что и увидеть их уже нигде нельзя. Так что иногда буду публиковать просто фото с предельно лапидарной информацией, как дань памяти немым свидетелям истории, которые уходят навсегда.
Дом, который мы видим на фото, построил в 1912 г. представитель коренных жителей села Армавир черкесо-гай Аракел Карпович Аракелов, служивший в магазине Товарищества мануфактур братьев Тарасовых. Собственность, правда, он оформил на жену - Аракелову Розалию Яковлевну. Здание является очень характерным для Армавира того времени образцом стиля рационального модерна. Никаких излишеств, все предельно строго и лаконично, гладкие кирпичные стены, кладка-пустошовка, глазу не за что зацепиться.
Особняк на фото конца 1920-х гг.
Когда я смотрю на такие дома, не могу отделаться от мысли, что они отображали натуру своих хозяев. Приходит на память впечатление об армавирцах, которое оставил в 1914 г. приехавший сюда лектор В. Полонский: «кажется мне, что деловитость, все эти банки, реестры, ресконтро и гроссбухи, заели, иссушили живую человеческую душу. Нет в Армавире живых людей из плоти и крови, которые могут заниматься пламенно, восторгаться, влюбляться, совершать безумные поступки. А есть только дельцы, строгие, суровые, застегнутые на все пуговицы, с глазами, лишенными всякого блеска и совсем не умеющие улыбаться... мне думается, что веселье, душевная отзывчивость, «душа нараспашку», экспансивность - все это не в натуре армавирца. Он холоден и расчетлив. Аккуратен и трезв... Так заела его деловитость. Так засушила его коммерция. Так прочно присосал его прилавок с аккуратно расставленными толстейшими фолиантами, в великолепнейших переплетах - сверху до низу заполненными цифрами, цифрами, цифрами…». Сдается мне, что Аракел Аракелов подходил под это описание, достаточно взглянуть на его жилище.
И, вместе с тем, силуэт дома не лишен выразительности, вызывая ассоциации с образами суровой архитектуры замков. Сегодня это жилой дом, разделенный на несколько квартир.
Примыкающая со двора к дому деревянная терраса.
За современные фото особая благодарность Александру Кандаурову.