Самое "городское" село Российской империи

Oct 14, 2012 00:12


Изредка на страничках различных сайтов можно встретить материалы о старинных торгово-промышленных селах России, которые могли похвастаться весьма представительной, городского типа застройкой. Чаще всего при этом мелькают названия: Кимры, Орехово-Зуево, Балаково, Покровская слобода (ныне г. Энгельс), Сормово, станица Каменская и некоторые другие. Вместе с другими пользователями сетей не устаю изумляться размаху и уровню архитектуры таких селений, модерном из глубинки. Такого рода ростки урбанизации на селе в дореволюционный период были характерным явлением в Российской империи, о чем, впрочем, хорошо известно.

Но вот что, по крайней мере меня, удивляет. В рассказах о крупнейших селениях России практически никогда даже не упоминается самое большое среди них, обладавшее, пожалуй, наиболее масштабными городскими функциями и впечатляющим городским обликом, не уступающим не только уездным, но и губернским центрам страны. Речь идет о располагавшемся в Кубанской области селе Армавир, которое только незадолго до революции, в 1914 г. получило официальный статус города. Фактически городовое положение в Армавире в полном объеме было введено только летом 1915 г., когда здесь начали действовать впервые избранные дума и управа.

Ниже предлагается материал о специфике застройки и архитектуры досоветского Армавира и ряд почтовых открыток и фотографий, иллюстрирующих истинно городской облик единственного в своем роде села.

Армавир был основан 21 апреля 1839 г. в качестве аула черкесо-гаев (черкесских армян). В первые десятилетия своей истории он мало чем выделялся из числа других горских селений Северного Кавказа. Пожалуй, единственное, что придавало особое значение Армавиру - это традиционные торговые промыслы коренных жителей черкесо-гаев. Однако на самом облике аула вплоть до 1870-х гг. богатство его обитателей почти не отражалось.

Проведение в 1875 году через Армавир Владикавказской железной дороги стало переломным моментом в его истории. Патриархальный аул черкесских армян, переименованный в ноябре 1876 года в село, преображался буквально на глазах. Сюда устремился поток переселенцев, большинство из которых составляли русские. Если в 1876 году в Армавире насчитывалось всего 4603 чел., то в 1913 г. тут уже проживало около 60 тыс. чел., из которых коренных черкесо-гаев было не более 10 %. Армавир стал крупнейшим селом России, быстро обретая черты большого города.

Благодаря удачному расположению на железнодорожной магистрали, в начале ХХ века Армавир превратился в важнейший торговый пункт Северного Кавказа, а по объемам промышленного производства занял в регионе второе место, уступая только Екатеринодару. Село получает известность и в качестве значительного культурного центра, где располагались крупнейшие на Кубани мужская и женская гимназии, десятки школ, библиотеки, музей, зимний драматический театр, концертные залы, кинематографы и цирк, в формате больших столичных изданий выходила ежедневная газета.

В конце XIX - начале XX века Армавир переживает быстрый территориальный рост. Если в 1892 году тут насчитывалось 144 квартала, то в 1912 г. их стало уже 397. Значительно повышается плотность населения, и в 1917 году по этому показателю Армавир занял первое место среди городов Кубани.

Увеличение количества жителей приводит к настоящему строительному буму. В 1880 году в Армавире имелось 806 домов, в 1890-м - 1900, в 1902-м - 3132 и к 1912 году - уже 9066 различных зданий. В 1915 году в Армавире, только что получившем статус города, было зафиксировано 11435 строений. Деревянные и турлучные хижины заменяются кирпичными домами под железной крышей. Если в 1908 году в селе было 1142 каменных здания, то уже в 1915 году их число достигло 3753. В этом году по количеству таких домов Армавир, в котором только что было введено городовое положение, опережал даже областной центр Екатеринодар, где имелось 2685 каменных построек.

До проведения железной дороги Армавир представлял собой обычный аул, застроенный турлучными саклями под камышовыми крышами, с улицами, лишенными каких бы то ни было элементов благоустройства. После 1875 года все стремительно меняется. Уже в январе 1878 года современник писал: «Едва ли во всей Кубанской области найдется в настоящее время станица или село лучше Армавира… Армавир имеет вид небольшого уездного городка; множество чистеньких домов европейской архитектуры под железными крышами…, длинные широкие улицы…». В 1885 году другой очевидец отмечал: «При взгляде на армавирские постройки нельзя подумать, что находишься в селении; большая улица застроена двухэтажными домами с блестящими внизу магазинами; даже самые отдаленные места селения и те украшаются капитальными зданиями».

В 1890 году в энциклопедии Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона сообщалось: «Армавир хорошо построен, особенно весьма длинная базарная площадь. Дома и магазины не хуже, чем в губернском городе средней руки». К 1892 году относится такое свидетельство: «Из бедного армянского аула Армавир с проведением железной дороги превратился в громадное богатое селение. Там, где лепились прежде грязные сакли и где их владельцы пасли стада коз и овец, теперь возвышаются громадные дома, нередко самой затейливой архитектуры… Бедные лачужки и многоэтажные громады, украшенные снаружи лепными фигурами, магазины торговых домов с саженными зеркальными окнами и на курьих ножках подслеповатые избушки брадобреев, широкие асфальтовые тротуары и узкие кочковатые тропинки, мясные ряды и обширный базар рядом с кругом заселенным кладбищем - все это мирится в тесном соседстве друг с другом». В 1894 году в «Кубанских областных ведомостях» отмечалось: «Турлучные и иные постройки, крытые соломою, из всех центральных кварталов, можно сказать, исчезли совсем, да и в остальных кварталах начинают заменяться преимущественно кирпичными;... на главной улице высятся 2-3 этажные дома ценностью в сотни тысяч, с зеркальными стеклами, с роскошными éntrée, с кариатидами и разными лепными украшениями, открылись с такими же éntrée, высокими залами и швейцарами гостиницы…».

Приезжавшие в Армавир впервые с трудом верили, что находятся в селе. Так, А.Н.Дьячков-Тарасов, побывавший здесь в 1900 году, писал: «Трудно назвать селением этот городок с мощеными улицами, с огромной тоже мощеной площадью, с многочисленными магазинами с зеркальными окнами, многоэтажными домами с красивыми лепными фигурами». Гастролировавший в 1903 году в селе антрепренер М.Е.Евгеньев отметил: «Сам Армавир по внешности... дает впечатление хорошего губернского города: отличные магазины, прекрасные каменные здания, электрическое освещение, асфальтовые тротуары и т.п.».

В 1910-х годах современники неизменно сравнивали село с губернским или областным центром. Так, в начале марта 1914 года сотрудник «Приазовского края» Л.Пасынков оставил следующее впечатление: «Армавир был и есть город. Задымленные сакли времен покорения Кавказа давно уже сменились многоэтажными постройками стиля модерн. Когда вы бродите по широким, недурно замощенным улицам Армавира, вам кажется, что вас перенесло куда-то в среднюю полосу России, в богатый губернский город… Когда вы подъезжаете к станции «Армавир», вас ослепляет блеск электричества. За этим вокзалом, на котором суетятся сотни комиссионеров, помещиков, купцов, гимназистов, городских интеллигентов разных профессий, рожденных городом, - расплеснул свои каменные волны крупный торговый город».

В этот период ведущее значение высотных ориентиров в архитектурном силуэте Армавира занимают сооружения новой капиталистической эпохи - доходные дома и гостиницы, водонапорные башни, многоэтажные элеваторы, трубы и корпуса фабрик и заводов. Если данные объекты являлись символами ведущей торгово-промышленной функции села, то соседствовавшие с ними купола русских и армянских храмов, звонницы польского костела и немецкой лютеранской церкви, минарет татарской мечети свидетельствовали о полиэтничном составе жителей.

Вплоть до 1900-х годов в архитектуре Армавира господствовала эклектика, отличительной чертой которой была богатая отделка фасадов с использованием разнообразных элементов предшествующих стилей. Купеческие особняки украшались скульптурными фигурами, коваными надкрылечными навесами, угловыми башенками с декоративными куполами в форме «луковок».

С 1908 года в Армавире на смену эклектике приходит модерн. Наибольшее распространение тут получил «рациональный модерн», для которого был характерен простой и лаконичный изобразительный язык, раскрывавший функциональное назначение и конструктивные особенности зданий. Большинство крупных домов, возведенных в 1910-е годы, были почти лишены декоративных украшений, имели строгий деловой облик,  что, в какой-то степени, отражало ментальность армавирцев, традиционно воспринимавшихся в качестве трезвых и прагматичных коммерсантов. Такая архитектура, напоминавшая стиль американских многоэтажных построек, соответствовала самому духу эпохи капитализма с его практицизмом и утилитарным подходом к действительности. Для армавирских зданий, сооруженных в духе рационального модерна, был характерен особый вид кладки «в отхват», при которой связующий раствор не доводился до лицевого края кирпича, благодаря чему на фасаде проявлялся геометрический рисунок швов, подчеркивавший фактуру строительного материала. В окна часто вставлялись большие зеркальные стекла, эффектно контрастировавшие с темной поверхностью кирпичных стен. В Армавире данный стиль воплотился в большинстве значительных сооружений 1910-х годов.

Для расположенного на плоскости села была характерна ортогональная планировка. Улицы, ориентация которых в основном соответствовала сторонам света, пересекались под прямым углом, образуя прямоугольные кварталы. В центре кварталы были крупнее тех, которые располагались на окраинах. Главные магистрали отличались своим простором. Так, ширина Николаевского проспекта (ул. Кирова) достигала 40 саженей (85 м.). В старейшей,  еще аульской части Армавира (между улицами Прочноокопской (ул. Чичерина), Бульварной (ул. Розы Люксембург) и уступом над Кубанью), которую во время Кавказской войны охватывала оборонительная ограда, улицы были уже. Планировочными осями села являлись Николаевский проспект и его продолжение улица Красная, а также пересекавшая их под прямым углом линия Владикавказской железной дороги. Похожую роль выполняли также улицы Урупская (ул. Урицкого) и Александровская (ул. Ефремова).

"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:

AR-SA">К сожалению, в современном Армавире почти ничего не осталось от того села, которое поражало своим размахом современников. Центральные кварталы были уничтожены в годы Великой Отечественной войны, а то немногое, что уцелело, быстро исчезает под натиском современной застройки. Старый Армавир мы сегодня можем видеть в основном только на почтовых открытках и фотографиях.
Ниже на открытках представлено несколько общих видов, причем, в названиях иногда можно видеть слово "город". Однако все эти дореволюционные открытки были изданы в период 1907-1913 гг., когда Армавир еще оставался селом.










"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:

AR-SA">А теперь рассмотрим поближе улицы и различные объекты селения.


















Продолжение следует...



Продолжение следует...

Previous post Next post
Up