Развитие человека невозможно без шага в неизвестное, который сопряжён с риском входа в другой мир. Этот мир неизвестен и человек не знает, на что ему там опереться. Но опереться на что-то необходимо. Способов решения этого противоречия несколько:
- Никуда не входить.
- Использовать чужие опоры: схемы, нормы, ценности и принципы (индивидуальные или культурные).
- Создать свои опоры: идеальные объекты, схемы, нормы, принципы.
Если человек не ходит в неизвестное, то его удел - топтаться на одном месте, перебирая собственные представления и непонимания. Только осуществлённый вход в неизвестное позволяет далее провести осмысление встреченного там. Столкновение на материале (одного и того же) человека ранее известного с новым-неизвестным (освоенным, пусть, немного) приводит к обозначению границ между этими двумя (теперь известными), а значит к построению конфигуратора, на который, при случае, человек может опереться.
Использование чужих опор частично снимает проблемы отсутствия развития и бессмысленного топтания на одном месте. Для использования чужих опор необходимо принять один из существующих образцов как смысл жизни, т.е. фактически осуществить отождествление себя с этим образцом (человеком, культурой). Условием принятия человеком образца как самого себя является отказ от рассмотрения прочих других образцов как возможных. Или неизвестность человеку других образцов. Для реализации первого случая человеку необходимо испытать сильное эмоциональное потрясение (например, в ходе сеансов группового действия) или потрясение от общения с конкретным человеком-образцом. (Следствием такого потрясения неустойчивой или предрасположенной личности становится появление фанатичного приверженца того или иного течения. Таков путь пополнения как сект, так и учеников-последователей различных духовных (и не только) лидеров). Для осуществления второго варианта условия (неизвестность других образцов) необходимо длительное общение с конкретным человеком-образцом (например, с родителями) при поддержке этого образца всеми окружающими знАчимыми людьми и группами. (Следствием такого общения становится ощущение непротиворечивости и правильности культурных образцов референтной группы.)
Встречаются люди, которые не могут (в силу каких-то причин) примкнуть к образцу. Они видят много миров и хотят побывать в разных. Почему они должны себя ограничивать какой-то одной онтологией? ("Зачем именно туда входить? Почему туда входить более правильно, чем в другое место?") И это задача на грани возможностей этих людей.
Для создания своих собственных опор можно использовать следующее:
- понятийная работа (теоретическая работа по анализу и созданию идеальных объектов для дальнейшего входа них);
- техника позиционного понимания и анализа;
- анализ собственных оснований.
Техника входа в неизвестное представляется такой:
- вход в неизвестное и действия в нём;
- принятие неизвестного;
- анализ границ своего мира и мира, в котором побывал;
- построение конфигуратора.
UPD:
обсуждение происходило по ссылке.