Все началось с того, что в какой-то момент я начал пристально приглядываться вот к этому сооружению:
Баллисты всегда привлекали меня свой своеобразной и сложной конструкцией. Я примерно представлял, как работает эта штука, но целостного понимания не было. И тут вдруг захотелось этот пробел заполнить.
Интернет в помощь: я прочитал все, что нашлось на скорую руку, в Рунете, а также нашел несколько отличных статей западных реконструкторов. У одного из них, кстати, я увидел отличный совет, который звучал примерно так: "Никто не даст вам готовые чертежи, потому что это плоды нашего собственного труда. Мы пользовались теми же источниками, что и все другие - и эти источники неполны, противоречивы и непонятны. Хотите реконструировать баллисту - думайте. Включайте мозги и додумывайте сами там, где нет информации".
И вот что я понял:
1. Существует большая путаница в терминологии - что есть баллиста, что катапульта, а где там вообще, пардон, онагр. До сих пор разные люди называют одну и ту же конструкцию по-разному. Если вкратце, штука на картинке - это палинтонная баллиста.
2. Конструкция баллисты не так проста, как могло бы показаться. Каждая деталь в ней должна иметь строго определенные размеры, зависящие от калибра снаряда. для расчета используется формула с кубическим корнем. Вот так, без соплей. Размеры обусловлены тем, что баллиста испытывает довольно большие ударные нагрузки при выстреле: слишком легкие детали просто сломаются, слишком тяжелые скажутся на дальнобойности и эргономичности.
3. Самая большая из известных баллист имеет калибр 1 талант, то есть может метнуть камень весом 26 кг примерно на 100 метров. Ее построили британцы, опираясь на те самые античные трактаты Витрувия с формулами.
4. Силами легионных фабриев баллисты собирались примерно за 10 дней. Зачастую при строительстве могла использоваться местная древесина, а с собой легион возил лишь металлическую механику.
Итак, я осознал задачу и масштабы вызова.
1. Сделать модель баллисты.
2. Сохранить ее аутентичные пропорции, опираясь на трактат Витрувия и его переводы и анализ.
3. Сделать ее достаточно большой, чтобы ее можно было легко собрать, но не слишком, чтобы она оставалась игрушкой.
4. Сделать ее полностью рабочей, разумеется - чтобы могла метать увесистые камешки на внушительное расстояние.
5. Сделать ее достаточно крепкой и неприхотливой, чтобы в нее мог играть энергичный ребенок.
6. Сделать ее достаточно простой в сборке, состоящей из стандартизованных деталей - с прицелом на потоковое производство.
Осталось лишь начать, что я и сделал.