Sep 28, 2004 07:39
Франсуаза Саган писала о чувствах и страстях... Сдаётся мне, что в нынешние дни эта фраза или похожая на неё сорвалась со многих журналистских перьев. Потому что это правда. Её героями были богатые, которые тоже плачут. Неврастеники, эгоисты, эстеты, скучающие бездельники, трогательные в своей слабостях мужчины, трепетные женщины с сильным характером - люди не всегда достойные и даже не всегда интересные. Варящиеся в своих страстях... и, по большому счёту, в них и только в них.. Так в чём же дело? Почему этот узкий мирок французких буржуа и аристократов оказался интересным куда как более широкой аудитории, чем собственно буржуа и аристократы..?
Они не выглядят придуманными, от них не веет бутафорией картонных моделей. Они узнаваемы, они кажутся знакомыми. Эти люди - живые. Вот почему притягательны и книги - книги про людей, живущих совсем незнакомой большинству из нас жизнью, людей не всегда достойных и не даже не всегда интересных.
Франсуаза Саган говорила, что в этой жизни её интересуют только чувства и отношения. Уязвимая позиция, не правда ли? Должно быть, только с малолетства привыкшая к безбедной жизни дочка промышленника, ставшая в дальнейшем известной писательницей, могла позволить себе такое смелое заявление. Но лично мне это очень близко и понятно. Не все должны писать об экологии, гражданском долге, геополитике и последних достижениях науки. Не все обязаны жить этим, за что-то ратовать и бороться, кого-то изобличать, к кому-то примыкать, отстаивать те или иные права. Кто-то всегда будет писать стихи, а кто-то будет придумывать параллельные миры, напрочь проигнорировав актуальные общемировые проблемы. Что ж...
Мне нравятся люди, которые пишут о чувствах и страстях. Мне нравятся талантливые люди, которые умеют писать о рефлексиях и терзаниях, о душевных метаниях и утончённых психологических играх, о ноющей боли одиночества и нежном трепете ускользающей близости. О не-хеппиэндах. Просто о Любви. И просто о страсти. Мне жаль, что в мире стало меньше на одного человека, который умел так чувствовать и так передавать, невесомо танцуя от строчки к строчке, где блеск и нищета - не в антураже, а в душах и судьбах.