111. «В каморке, что за актовым залом», красноярского политеха.

Oct 08, 2021 22:24



Это был один из «серых» дней 2001. Мне кто-то рассказал о том, что в моем родном Красноярском Государственном Политехническом Университе есть действующий бардовский клуб. Я задержался после уроков, и когда уже начало вечереть пошел его искать имея лишь  очень примерные указания. Тут же на лестнице я увидел еще одного человека. Средний рост, куртка, джинсы, очень обычная внешность, разве что светлый живой взгляд из-под овальных очков. Узнав, что он тоже ищет где этот клуб, мы решили делать это вместе. Стоя на главной лестнице корпуса Г (Керенского,26), и тоскливо глядя по сторонам мы привлекли внимание проходившего мимо мужчины с электрочайником, он и оказался зам. по культурной работе, который имел прямое отношение к этой клубу. Набрав чайник, он проводил нас к обычной, ничем не примечательной синей фанерной двери без таблички, и даже без номера. За ней оказалась комната полностью заставленная колонками, пюрпитрами, и т.п. реквизитом, так что в ней оставался только проход. Вторая комната была меньше, но там был лишь 1 стол, и круг из полутора десятка стульев. По стенам были развешены инструменты, а в углу стояли гармошка и пара баянов. Костя снял со стены балалайку, и, подстроив, наиграл несколько мелодий - было видно, что со струнными инструментами он на «ты». Согрелся чай предложенный нашим радушным хозяином. Постепенно, начали подходить постоянные участники клуба. Миша Деменьтьев электрик по профессии, но поэт, бард и руководитель клуба во вне рабочее время, Ольга с электромеханического, еще несколько человек.



Вот уже заиграли принесенные гитары, Миша спел несколько своих песен, спела Ольга и кто-то еще из пришедших. Костя скромно попросил гитару. Провел по струнам, взял пару аккордов и запел….

Как грустного ангела тихий полет
Последний день осени тает…

Все замерли, куда то пропала комната, находившееся в ней, осталась только песня, и чувства которые она рождала в душе.

Уже ничего этот день не вернет
Уже ни о чем не узнает

Песня будила, что-то сокровенное, что-то забытое, говорила о чем то невысказанном, «последний день осени», последний день тепла, надежды, жизни, впереди долгая холодная, может бесконечная зима.

Костя пел негромко, аккуратно, можно сказать деликатно, не вставал собой между человеком и песней. Припев лишь усиливал возникшие образы:

Припев:
Умоется утренним ветром рассвет
И сердце ничто не встревожит
Меня в этом мире чудес больше нет
И снова все дни похожи

Дальше в полной тишине, песня рассказывала грустную, берущую за душу историю, музыка звучала как будто не рядом, а из стоящего в хрустальном морозном воздухе поздней осени, окрашенного яркими красками леса:

Святым откровением лягу в снега
И робкая капля - надежды
Замерзнет, упав разобьется в ногах
Об зимние, белого цвета одежды

Каждое слово, звучанием, напоминало разбивающуюся льдинку, или тонкую, ломкую ледяную корочку на лужах.

За все мне предъявит счет зима
И я возразить не посмею
Наверное я виновата сама
Что счастья сберечь не умею

А небо внезапно подарит весну
И жизнь пойдет в ритме аллегро
Но я в этот день уже не проснусь
Не стану счастливей наверно

Каждый слушающий давно перенеся из комнаты, куда-то далеко, так далеко как может унести только вихрь искренних чувств. Заключительный припев завершал, кружащийся водоворот, слов, чувств и музыки:

Припев.

Умоется утренним ветром рассвет
Но сердце ничто не встревожит
Меня в этом мире чудес больше нет
И стали все дни так похожи...

Костя закончил петь, но никто не нарушал тишины, все аккуратно возвращались в реальность, из тех миров, куда их унесла песня. Теплая тишина комнаты, весела слишком долго для такой теплой атмосферы. Кто-то, спросил, чья это песня и как она называться.

Костя ответил «Последний день осени» Татьяна Снежина.

.... Не скажу, что я стал бардом, или написал много стихов и песен, не скажу что помню всех кто был в тот вечер в этой каморке. Кто такая Татьяна Снежина, и какие еще песни у нее есть, я тоже узнал не скоро.  Но одно я скажу точно, тот человек который вышел оттуда после этой песни, стал немного другим. В какой-то момент у меня душа «развернулась, а потом опять свернулась», и я стал другим. В чем то мудрее, сильнее, опытнее. Несмотря на грусть, и пронзительность песни, почему-то появилась надежда. Если мы можем находить друг друга, и такие песни не все потеряно, если такие песни появляются - не все безнадежно.

Есть другие песни, их крутят на радио, им присуждают какие-то награды, их поют красивые люди на больших сценах. Но эти песни никто не вспомнит, через 10 лет. «Вы красивые, но пустые ради вас не захочется отдать жизнь»- так говорил, Маленький Принц земным розам, которых много, но которых не любили, не оберегали, не заботились, о них не переживали.

Так и песни написанные из сытости, достатка, профессионализма, превосходства. А есть другие песни, написанные от… души, души и правды, души и мужества, души и боли. Их поют когда хорошо, и когда плохо. Их поют, когда душа этого просит. Их поют только друзьям и любимым. Именно они трогают за душу. Они могут быть против правил, или по ним это не важно. Их поют не тенорами и сопрано, их поют страдающие души, или радующиеся. Потерявшие надежду или обретающие её, от неразделенной любви, и о разделенной, но в любом случае от сердца… и к сердцу. Минуя разум, и правила, минуя тленное и задевая вечное. Песни написанные в кочегарках Цоем, где-то на своей кухне Башлачевым и Д’ыркиным, не знавшей радости Янкой и непохожими на них  Любе, живущим в холодной Сибири с 8-9 месячным отопительным сезоном Олегом Медведевым, и московским актером Высоцким другими, авторами чья песня «вплавь и пешком как придется», добирается до слушателя, до его сердца не «благодаря», а «вопреки», но добирается. Может неожиданно прийти из Казахстана как «Проснулись все кому спалось» от Мотороллера, или «Комбайнеры» с «Ермаком» из Питера от Игоря Растеряева. Эти песни которые «не задушишь, не убьешь» доберутся до того кто их ждет, и чье чуткое сердце их услышит, доберутся даже если ты уехал в другую страну, но остался русским по духу. Даже на чужбине можно писать такие песни как это делает Princess Angine.

Есть лишь одно условие, чтобы писать эти песни и слушать их - чистая совесть. Верность духу своего народа, своей родины.  Тогда все получиться, а если ее нет, не поможет не Фендер, ни Стратокастер, не нанятый композитор, ни талант поэта, песня не найдет отклика и заглохнет сколько ее ни крути на ТВ или Радио.

image Click to view



Непопса, Татьяна Снежина, Про нас, Поэзия, Философия, Музыка, ЖЖ, Новые имена, Культура, Дыбр

Previous post Next post
Up