Прочитав пост уважаемого
anlazz «
Про искусство - продолжение понял, что последние пару месяцев вертелась мысль, но не понимал как ее получше оформить. Но вот после прочтения понял в каком ключе лучше вести мысль.
Отрочество мое пришлось на 90-е, когда с одной стороны спал гнет идеологии, с другой не успела развалиться советская система образования и доп. образования (кружков) - что позволило мне ходить одновременно в музыкалку, на хор, и шахматы с легкой атлетикой. Да и школа хоть и была в «рабочем районе» была одна из самых сильных в городе по матеметике, физике и химии, сохранила очень неплохой педагогический коллектив. В старших классах нас передали замечательному педагогу Алевтине Александровне, человек высшей меры профессионализма и самоуважения. С ней мы ходили на спектакли, и сами приглашали актеров из городского ТЮЗа которые нам декламировали стихи Цветаевой, разыгрывали сценки, декламировали стихи. При хоть мой класс и был «математическим» и на переменах мы играли в шахматы, у нас прошел в 10 классе «литературный вечер» на котором мы читали свои произведения (было несколько повестей, стихи, пьеса в т.ч. ваш покорный слуга там читал свои прозу и стихи), потом на 200 - летие с дня рождения А.С. Пушкина мы (с параллельными классами) поставили около 7 мини-спектаклей по Пушкинским произведениям. С костюма и музыкальным сопровождением. На выпускном тоже «ни в чем себе не отказывали» и подготовили песню на свои стихи, несколько сценок, мини спектакль.
Что мне запало в память - когда мы готовили выпускной, в классе из 30 человек 2/3 подошло в фортепьяно и сыграло с листа. Вот просто подошли и заиграли, даже те про кого я не мог такого подозревать. Вот тебе и школа в «рабочем районе».
Поступив в технический ВУЗ, я сразу нашел в библиотеке «художественный абонемент» и начал перечитывать классику. А в «каморке за актовым залом» нашел местный бардовский клуб, библиотекарь познакомила с редактором ВУЗовской газеты и... конечно завертелось. Мои стихи барды положили на музыку, сам я учавствовал в концертах и КВНах, писал в газету заметки и репортажи. Как- то перед небольшим праздником в тесной компании возникла мысль что-нибудь разыграть. И вот она меня не покидала. И одним прекрасным вечером, я сел и ни капли не смущаясь сочинил пьесу перенеся героев сказки Андерсона в современные реалии. Зачитанная в кругу единомышленников она нашла отклик, мы изготовили нехитрый реквизит, дописали и переписали там кое-что по ходу, и через 3 недели, на празднике вполне ее сыграли в теплой душевной обстановке. Потом года через 2-3 уже в более «широком кругу» возникла идея поставить большой игровой спектакль к новому году - с локацией была возможность договориться и порадовать «взрослую часть» нашей компании. И тут кто-то подал здравую мысль - есть знакомая режиссер на пенсии. Сказано - сделано. Привлекли. Тут уже было все серьезно. Писать сценарий и шить костюмы начали в октябре (для Новогоднего спектакля). Тут ваш покорный слуга был скорее стенографистом, редактором и помощником режиссера. Ну конечно и одну из ролей сыграл. Спектакль получился замечательный, до сих пор когда пересматриваю (мы записали его на любительскую камеру), не стыдно - т.к. мы делали его со всей отдачи, а не как обычно делают подобные спектакли в ДК и театрах. Примерно в это же время, мне зам. декана дал «задание» подготовить материал про профсоюзное бюро нашего факультета и выдал пленочный Olympus IS-200. Ну что ж подумал я: «Партия сказал надо- комсомол ответил есть!» и взяв друга художника в качестве помощи пошел снимать сюжет про профбюро. Были и выступления на концертах в качестве декламатора, и аккомпаниатора, была поездка в другой город и выступление в стили КВНа.
Таким образом я вроде бы «сухой технарь» к 22 годам успел себя попробовать в роли поэта, режиссера, актера, певца, аккомпаниатора, сценариста, журналиста, декламатора, статьи в газетах, стихи в сборниках и альманахах, участие в местных литературных и поэтических конкурсах с призовыми местами и т.п.. При том что отношения ни к «богеме» никакого не имел.
Да это был уровень «самодеятельности», но тем не менее это показывает уровень «Культурной среды», в которой слушают и исполняют Татьяну Снежину, Олега Медведева, и других местных авторов, а не «попсу три аккорда». Могут творчески обыгрывать насущные проблемы.
К чему это я? К тому что «телевизор» и «поп-культура» уже не имеют такого решающего значения. Да «самодеятельность» не всегда может конкурировать с «мейнстримом», но она может брать те части мейнстирма которые ей близки и развивать в соответствии со своими потребностями. Скажем брать известные сюжеты из классики и обыгрывать их в современном прочтении, или брать классических героев, и раскрывать их с актуальной в данным момент стороны. Использовать рок для пропаганды христианства. Использовать голливудские фильмы как повод создать свою субкультуру. («Властелин колец», Вархамер 40.000, «Гарри Потер»).
Тем смешнее смотрятся попытки «недобогемы», чему-то учить. Что Шевчук, что всякие Татьяны Толстые, с Новодворскими и Ахеджаковыми. Вы не настолько выше нас чтобы на вас смотрели снизу вверх. Помню как в году 2008, Юра Шевчук приезжал в наш город, и в середине концерта попробовал что-то «втирать про политику», и кто-то из зала ему четко сказал «Мы тебе деньги за песни заплатили, а не за нравоучения, поэтому бери гитару и давай играй «Последнюю осень» или на следующий твой концерт тут никто не придет». Очень показательный случай. Исчезла «сакральность» искусства. Да я не могу писать как Пушкин или Достоевский, но статью в газету - вполне. Да я не могу играть как Денис Мацуев. Но 3 инструмента вполне освоил и по нотам вполне могу разучить свою партию, знаю какой аккорд мажорный, а какой минорный и прочую нотную премудрость. И спокойно подберу на слух что-нибудь если мне надо. Поэтому я слышу песни из 3-4 аккордов, и выдавать из за «ах какое высокое искусство» не выйдет. Тоже с текстами, фотографиями, картинами (жил под одной крышей с художниками). Настоящих «талантов» мало, тек кто требует поклонения, как правило, обычные посредственности, очень ревниво охраняющие «застолбленную делянку», но ничего выдающегося выдать не в состоянии, поэтому ненавидящие по настоящему талантливых людей (таких как Пелевин, например). Если раньше занятие искусством могли себе позволить только аристократы или протеже аристократов (т.к. все равно люди той среды), то сейчас это доступно очень широкому кругу, тех кому это действительно интересно и доставляет удовольствие. От сироты железнодорожника Виктора Астафьева, до кочегара Виктора Цоя.
П.С. В чем главная задача таланта? По моему мнению талант должен как очень точный прибор чувствовать противоречия в обществе, его тайные желания, проблемы, и конфликты и облекать их в форму художественного произведения (литературного, музыкального и т.д.), после которого возможно обсуждение явления и нахождение решения.