Основное видео под катом:
Click to view
Тезисы:
Украинская пропаганда могла показать «упорное сопротивление», в самом начале спец.операции. И если говорить, о воздействии украинской пропаганды на украинское общество, и общество «западных» стран, то можно посчитать, что со своей задачей она справилась.
А вот если говорить, о воздействии украинской пропаганды, на российское общество, то можно говорить о полном провале, причем в самые первые дни. При этом российской пропаганде даже ничего придумывать не пришлось, бери лозунги украинской, либеральной, или «западной» пропаганды, и говори «вот, что они о вас думают!». И это имело мощный мобилизующий эффект внутри Российского общества.
(подтверждаю см. допустим этот пост:
222. Мои соображения по событиям на Украине. В частности там упоминается эпический провал акции - «выходи на антивоенные митинги в Тик-Токе от 4-6 марта 2022 года).
Стадии отношения к войне в обществе:
- Эйфория и надежда, что война будет быстрой и победной.
- Появляется чувство, что нужно продержаться, приложить больше усилий для достижения победы.
- Хоть нам плохо, но противнику еще хуже, он загнется раньше, надо просто продержаться.
- Чувство и осознание, что от войны всем плохо.
Сейчас большая часть российского общества находится на 2-ой стадии ( мое прим. :до августа включительно находилось на первой). (мое прим.: Украинское общество сразу перешло в 80-90% на 2-ую, и 3-ю стадию, потом с апреля, по июнь прибывало на 2-ой, а вот с августа все больше начало сползать в 3-ю и 4-ю, сентябрь-октябрь, чуть замедлили этот процесс, но после оставления Херсона и начале мясорубки под Бахмутом, процесс все быстрее идет дальше).
При этом переход со 2 до 3 стадии может длиться очень долго, но этот процесс можно замедлить (в чем и состоит задача своей пропаганды). При этом экономические и военные факторы имеют большее влияние.
Одна из задач пропаганды - подготовить общество к каким - либо неприятным событиям связанными с действиями противника, или действиями (провалами) своей власти/войск.
Сам факт спора «надо ли начинать мобилизацию» в публичном пространстве, а когда потребовалось ее провести, пришлось резко сменить риторику, что вызвало замешательство в обществе. И вот людей обывателей которым до этого говорили, что все хорошо, что ВСУ перемалывается в боях, что под Харьковом была перегруппировка - что все замечательно, призвали. И без предварительной медийной и мобилизационной подготовки, сменили повестку на то, что без мобилизации совсем не обойтись, моментально забыв повестку, что была буквально неделю назад.
При этом когда до 21 сентября такие вопросы возникали - ни СМИ, ни ЛОМы не давали определенного ответа.
И это есть пример плохой пропаганды, когда вместо того, чтобы готовить к мобилизации, эта новость оказалась полной неожиданностью для большинства ЛОМов.
Основная проблема - плохое взаимодействие власти, и ЛОМов/СМИ которым власть не дает ни информации, ни какой-то согласованной «повестки», каждый «что видит, то поет» в меру своих взглядов и информированности.
Автор «Болота Истории» прямым текстом говорит:
«В очередной раз выяснилось, что между высшим военно-политическим руководством <России> пресс-секретарями (и т.п) и патриотическими СМИ практически нет координации и взаимодействия. Сверху не в состоянии придумать план «информационной войны», обозначить повестку и распланировать / согласовать это дело. А сами «охранители» <патриотические СМИ/ЛОМы> вынуждены действовать в слепую, фактически оказываясь в ситуации, когда надо угадывать «что же будет дальше», и что вообще ожидать от своего же военно-политического руководства. Хотя, казалось бы, можно же было начать медийную подготовку к мобилизации за несколько месяцев до её объявления.»
«Основное правило пропаганды: на любое мало-мальски значимое событие пропаганда должна реагировать молниеносно. Для начала просто озвучивая факт произошедшего события, и выдавая свою версию объяснение. А иначе это сделают пропагандисты противника. (См пример с отступлением от Изюма)» .
Еще один провал обмен «Азовцев»:
«После нескольких обменов у людей даже какая-то обреченность по этому поводу появилась, что даже 4-5-6-7 месяцев госструктуры не в состоянии прикрыть это позорище.
Опять же, решили вы обменивать, можно же подать это соответствующим образом:
1) Чтобы, во-первых это не узнавали из украинских СМИ.
2) Во-вторых не рассказывая до этого, как вы Азовцев и иностранных наемников осудите и покараете. А постарайтесь сделать до этого акцент, что украинская сторона требует на обмен в первую очередь нацистов и наёмников. И другие известные медийные лица. Т.е. Украина именно этих людей считает наиболее ценными и практически опорой режима. В то время как рядовые ВСУшники <на котором и лежала основная тяжесть боев в Мариуполе и первых месяцев войны при. автора> находятся в плену и про них практически забыли. А российская сторона меняет обычных военнослужащих, а не каких-то звезд ТГ- каналов - «Волыну»,«Калыну», «Редису» и т.д и т.п.. ....
И только на 9-10 месяц войны ситуация вроде как более-менее пришли в тонус, и начали комментировать события, чуть более оперативно.Например, при ударах ВСУ по аэродромам Энгельсу и Дягилево не пытались этот момент умалчивать , но достаточно быстро и открыто сообщили «мол, было дело». И вот казалось бы сейчас под конец года можно говорить об улучшении на этом пропагандистском поприще.
.....
Когда мы говорим об освящении хода войны, то пропаганда строиться вокруг трех элементов:
- Пропаганда успехов.
- Пропаганда путем признания своих ошибок.
- Пропаганда путем внушения страха поражения.
Эти три элемента присутствуют в пропаганде одновременно, но соотношение этих элементов должно меняться в зависимости от ситуации на фронте.
Например пропаганда в США долгое время говорила, что все хорошо, что всех вьетнамских коммунистов уже загнали в джунгли, и победа близка, а потом случилось «Новогоднее наступление вьетнамской <армии>», и общество в Америке, не смогло принять поражение, и это был провал пропаганды от которого она не смогла оправиться. О чем рассказывалось вот в этом
ролике (
посте). Применительно к текущей войне пропаганда успехов до сих пор в наличии, и даже в сентябре после отступления. Пропаганда путем внушения страха поражения становиться все сильнее: идут разговоры про распад России и недопустимость этого, и про войну со всем блоком НАТО, и обязательные сравнения с великой отечественной войной, и что всё общество и вся страна должны приложить усилия для победы. А вот анализ своих ошибок и разбора «зрад», он находиться на минимуме, разве что только после оставления Херсона пошел разговор о «трудных решениях» и причинах этого. И то это продолжалось недолго. Ну а теперь, когда у всех отлегло, об этом уже забыли. И в этой схеме, между этими тремя элементами, анализ «ошибок и зрад» явно находиться в загоне. При том, что в условиях войны на истощение и на фоне мобилизации, очень важным становиться именно эта - вторая составляющая.
Еще с весны назрела открытое и публичное признание своих ошибок, дабы (внимание!!!) поддержать морально - психологическую устойчивость общества, как бы странно это сейчас не прозвучало. Подготовить его, так сказать <к продолжающейся войне на истощение>. И выдавать такое признание лучше всего, именно на волне <подъема патриотизма>, когда есть поддержка общественности и народа, а она есть, несмотря на два поражения в Харьковской области и Херсоне, и сейчас, по прошествии некоторого времени, когда все успокоились. Это самый подходящий момент для такого признания. Ну или хотя бы некоторое время после Нового года. В том, что да <были ошибки>, да «такое случается», да иногда несколько раз подряд, да постараемся <больше такого не допускать> .Это что-то вроде обмена: да мы вынуждены были объявить мобилизацию, и втянуть наше общество в войну, потому что не оценили силы противника, и переоценили себя. И сказать это должно высшее руководство, вот самое высшее, выше которого некуда. Т.к. это его провалы, а не кого-то другого. Ну а пропаганда и пропагандисты сами потом подстроятся.
Если уж уйти в откровенную фантастику, можно даже ожидать проведения официального расследования причин провалов, с определением высших чинов ответственных за это и возможно даже парламентское расследование (и это действительно фантастика). Но просто признание провалов однозначно требуется.
Это надо сделать, так как возможны новые стадии войны, а там глядишь и новые волны мобилизации.
Но гораздо хуже, если так НЕ ДЕЛАТЬ - тогда придется признавать провалы, под давлением НОВЫХ ПРОВАЛОВ, как это произошло с США во время войны во Вьетнаме. И вот это уже будет ударом, по морально - психологическому состоянию общества.
Но если признания нет, то это значит, что российское военно-политическое руководство с оптимизмом смотрит в будущее. И замечу, что для этого есть определенные основания: «поскольку коллективный Запад, за которым решающее слово в войне, все также как и раньше ограничивает и урезает военную помощь Украине <без которой она сопротивляться не может> по крайней мере на данном этапе.
Но признание своих ошибок российскому военно - политическому руководству нужно с практической т.з.. Вся война превратилась в кровавую возню, и теперь идет соревнование между Россией и Украиной - кто меньше совершит <критических и существенных> ошибок.
Что могу сказать. От себя:
- Полностью согласен, что хоть Украинская и Западная пропаганда худо-бедно сработала у себя «дома».
- При этом «Либерально-Западно-Украинская» пропаганда полностью провалилась в России. Причем в первые же дни. И это было предопределенно той «картиной мира, которая у них принята за основы».
- Российская пропаганда полностью воспользовалась этим (п.2) провалом.
- Благодаря п.3. и действиям «Либерально-Прозападной» части Российского общества, и адекватным действиям «патриотических сил», поддержка СВО с 60-70% быстро выросла до 85-90%, последующие действия либералов, и «украинской пропаганды эту тенденцию только укрепили.
- Тем не менее, российское военно-политическое руководство все-таки где-то с мая месяца, недостаточно объясняло свои действия в СМИ, и у граждан накопились неразрешимые вопросы к ходу СВО, к ее целям, способам их достижения и т.д. и т.п.. Было странно, что не принимают добровольцев, и не обеспечивают им возможности поддержать армию и части ЛНР/ДНР.
- Да ситуация с обменами и «окруженными в Мариуполе», судом над британскими наемниками вызвала очень много вопросов в обществе.
- Тем не менее основной вывод из этого всего - в России намного меньше пропаганды и больше свободы чем в Украине и «на Западе», и все кто освещает спец.операцию/войну чаще всего, делают это по своей собственной инициативе, а не по «указке Кремля», в отличии от «Запада» и Украины где это «машина пропаганды». Но эта ситуация имеет и другой эффект - российское общество не верит Западу и Украинским СМИ, т.к. понимает ситуацию. Да руководство России - плохо занимается пропагандой, но это значит и врёт оно меньше, что повышает доверие своих, хоть и бывают неприятные моменты.
Ну и самый важный вывод - никакая пропаганда не поможет, если дела на фронте и экономике идут плохо, примеров в истории полно. Да это неплохое дополнение, но верить в ее «всесилие» не стоит. В наш информационный век, если все таки дела идут плохо - общество в целом, и его отдельные представители об этом узнают - раньше или позже. И выигрывать войну придется на поле боя, и в цехах заводов, а не в соц. сетях.