Новое видео от Клима Жукова об утрате рациональности и наступления «Эпохи интерпретаций». Или лекция о постепенной утрате рациональности (№3) в развитых обществах (Европа, США, пост СССР, ..).
Первые две части приведены тут -
«90. Клим Жуков. Об утрате рациональности.» Клим Александрович разбирает утрату рациональности в 90-х. Советское образование. А также известный интернет миф «как люди с советским образованием понесли деньги в МММ».
Клим Жуков разбирается во всех причинах процесса, утраты рационального мышления. В данном ролике разбирается, система Советское образование.
Тезисы:
- Так ли хорошо советское образование
- Насколько возможно манипулировать обществом. (Даже образованным).
Сама фраза «Так ли было хорошо советское образование, если получившие его люди заряжали воду от Чумака и Кашпировского и несли деньги в МММ» сформулирована с логическими ошибками.
Разбор ошибок поведения в разных обществах (СССР, ЕС, США).
Разбор ситуации с образование в период 1917-1940 года.
В Состояние советского образование на 1940 год, и 1975-85 годах самой мощной научной организацией было РАН СССР (не считая МГУ, и др. ВУЗы).
Сначала кол-во ВУЗов, школ, и др. учебных заведений.
«Одноконтурность образования» в СССР.
Но были и проблемы такой системы.
Практические результаты - то, что общество обманулось в 1991-1995 годов.
Образование было заточено на обстановку СССР и его развитие. Т.е. люди учились действовать в определенной среде определенным образом.
Не было нужды заботиться о пропитании, образовании, медицине крыше надо головой. Были стабильные цены и стабильная валюта. Никто не предполагал, что может быть иначе.
И людей соответственно не учили действовать в такой ситуации.
Что свои знания и компетенции еще надо уметь продать (в новых условиях).
Также сказалось то, что проблемы религии и психологии не обсуждали хорошо, и не было знаний об этих сферах.
Образование либо принимается все, либо отбрасывается все? В некоторых профессиях без рациональности человек становиться проф. непригодным (технические специальности).
Но в не рабочей среды у части людей не было навыков применять рациональные методы. (В частности т.к. не было навыка сопоставлять интересы - мое ИМХО).
«Аквтокаталитическая петля» нерациональности (Дизодаптация) - из-за того, что образование и прошлые общественные практики перестали работать.
При этом это еще усугублялось переменой общественных практик и сломом «фильтров» которые не позволяли проходимцам и всяким «мутным личностям» проникать в газеты, на телевидение, издавать собственные книги. (Что тоже воспринималось соотечественниками как незыблемый постулат).
Всеобщее общее образование университетского типа. (от «универс» - всеобщее, и полное когда человек имеет знания для построения полной, рациональной картины мира)
Далее Клим Саныч разбирает причины по которым такое стало возможным. И частично это кроется в приоритетах и перекосах которые пришли в образование после войны в 1940-50 годах как «временная мера», но не были вовремя отменены, это и отмена преподавания «Логики» (в надеждой, что логика из математики может быть применена к другим ситуациям), о меньшем внимании к гуманитарным дисциплинам (истории, психологии, истории искусств, философии), а также таким предметам как экономика, право, иностранные языки. (тут я в целом согласен, но в следующих постах разберу нюансы).
Но после войны, к сожалению пришлось включаться в восстановление разрушенное войной народного хозяйства, и готовиться в холодной войне - для чего были изменены задачи образования -упор был сделан на производство узко подготовленных специалистов.
Появляющиеся не совсем адекватное представление о ценности определенных профессий. Ценности определенных областей знаний. Связанные с этим карьерные перспективы. Падение престижа педагогов (в т.ч. из-за низких зарплат, из-за чего школы превратились в «женские царства», т.к. педагогов-мужчин становилось все меньше и меньше.
Появление «туннельного знания» когда человек очень неплохо знает узкую область, но совершенно не разбирается в том, что за ее кругом. И т.д. и т.п..
Click to view
Очень много хочется дополнить, но пожалуй это сделаю отдельным постом. Так что продолжение к следует....
Вопросы подняты очень непростые, и очень бы хотелось их обсудить с читателями этого журнала.
Как в вашей школе преподавали гуманитарные предметы? А вообще предметы? Все ли учителя делали это интересно и имели авторитет у большинства учеников?