Еще раз спасибо за восхитительный анализ и шикарный текст
tomatidine Рецензия: «Ангелы мщения». Р. Мамиконян, А. Киракосян, Н. Бавикян.
Ереван: «Эйемпиджи груп», 2012. С. 71
К чему слова, если «Европа тугоуха к крикам извне»?
Понятно, слова нужны, чтобы выразительно рассказать, доступно объяснить, подспудно попросить о неравнодушии.
Стоит привести слова Чехова: «Равнодушие - это преждевременная смерть, паралич души». Равнодушие обращается против равнодушных - актуальный закон выживания во все времена и непреложная истина. Если внимательно всмотреться в судьбы народов мира, станет отчетливо видна очевидная тенденция: счастливее те, кто не забудет, но может простить; кто будет неустанно добиваться того, чтобы его голос был услышан и принят в расчет; чтобы его голос не оказался гласом вопиющего в пустыне; чтобы его голос оказался решающим во всех случаях. Наш голос, голос нашей совести, крови и памяти постоянно твердит, что забывать нельзя, иначе мы потеряем свое лицо, все то красивое, обаятельное, древнее, что есть мы. А Европа услышит и даст четкий подробный обоснованный ответ рано или поздно: наша судьба не может сложиться иначе. Что же до прощения, нация, в чьем генетическом коде инкрустирована память о сотне сквозных ран, прощает легко. Для акта прощения, очищения собственного исторического сознания, ей нужна одна только секунда, та самая неминуемая секунда, в течение которой возмездие перестает быть самоцелью и трансформируется в естественный ход вещей для достижения стадии непредвзятости, называемой истиной.
Перед вами сценарий фильма, основанного на реальных событиях: некий студент по фамилии Тейлерян убивает прямым выстрелом в упор некоего Талаата-пашу в районе Шарлоттенбурга в Берлине, 15 марта 1921 года. Все, что происходит после, знает практически каждый армянин, так или иначе знакомый с историей мщения.
Про историю мести можно рассказать разными словами, не меняя при этом костяка повествования, канвы, не давая оценок, так как оценка здесь одна и ее можно выразить, процитировав Откровение св. Иоанна Богослова (Апокалипсис), (стих 6:10): «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?».
Верно одно: Тейлерян и «ангелы мщения» дали армянскому народу то, что можно назвать совершенным словом - справедливость. Справедливость восторжествовала тогда, на Гарденберг штрассе, и она восторжествует потом. Ту вящую справедливость, которая восторжествует в определенной временной точке будущего, отделенной от сегодняшней точки действительности всего-то каким-то незначительным мигом, увидят уже наши дети, а не внуки. Эта справедливость будет иметь ясную форму, соответствующую органичному армянскому образу, для которого чужда ангажированная наигранная буффонада с топором, чиновниками-слепцами и страной с населением, в котором преобладает страта с истероидным расстройством личности по множеству причин.
В психиатрии принято считать, что шизофрения развивается по трем закономерным стадиям, вторая из которых - адаптация, когда больной привыкает к существующей реальности или, правильнее будет обозначить эту ситуацию, как параллельное существование нескольких реальностей: та, что есть, и та, которой не может быть в принципе. После второй стадии следует третья - деградация. Населения соседних, враждебно настроенных к нам, стран, в той или иной мере, адаптировались к той болезненной среде, которая явно выражена различными расстройствами личности. Мы - нет. Для нас существует только одна реальность, которая всеми средствами нацелена на ту самую справедливость. И только это уже является гарантом безопасности во всех смыслах. Мы обеспечили свою безопасность по умолчанию уже тем фактом, что не приемлем, да и никогда не могли, пограничные состояния, в которых стирается грань между добром и злом, черным и белым. Мы нация категорического императива, и также та, которая сразу вобрала в себя христианство, та, что знает цену души, потому что для нас человек и его душа есть высшая ценность.
Что же было потом, после того, как были истерзаны не только тела, но и души? Что случается каждый раз, когда чаша терпения, достигшая абсолюта, переполняется у тех, кто имеет нерушимое право на праведный гнев?
«И когда зло наполнило королевство и страдания людей стали нестерпимы, они воззвали к небу… И тогда пришли ангелы возмездия». Они обязательно приходят.
В представленном киносценарии есть замечательные слова, вложенные в уста одного из руководителей операции «Немезис» Шагана Натали: «Память, Согомон, дана как для того, чтобы помнить, так и для того, чтобы забыть. Вопрос в том, для чего ты используешь свою. Ее нужно пробудить, затем служить ей…»
Разве нужно сейчас, сегодня, пробуждать нашу память? Ей, пожалуй, нужно только служить.
Тамара Андриасян
Научно-аналитический журнал "Регион и мир", 1-2012