Oct 24, 2012 16:45
Заметка об образовании и идентичности.
Долгое время считалось, что перевезя детей из Армении в Москву (РФ, СНГ) им гарантируют хорошее образование (масковская школа) и спасают от перспективы стать "апериком" (кучистом, блатным, и тд). Ну и помино этого, приобщают детей к великой русской культуре. С потерей идентичности проблем не было (см. прошлые заметки).
Что мы имеем сегодня.
Во-первых, миф о великом советском (российском) образовании развеялся без остатка. Точнее то ,что было мифом (особенно при взгляде с переферии) развеялось, а что было релаьно хорошим - целденаправленно разрушалось 21 год и разрушилось окончательно.
Это отнюдь не означает, что в считающейся хорошей школе в Москве образование не будет лучше, чем в средней школе по Еревану, но и в хорошие школы в Москве обустраиваются очень и очень немногие, особенно эммигранты. Речь о том, что о повсеместном качествоенном, даже сносном, оброзовании не идет и речи.
Во -вторых, ни о каком проникновении и впитывании русской культуры, русификации, не может идти и речи. Т.к. русская культура и эволюция русского народа в той стадии, когда она перестала вбирать в себя что-то извне. Культура замкнулась в поисках собственной идентичности и идеи. Русифицированный армянин для них в данном историческом контексте что-то максимум ненужное-смешное, в худшем - враждубное.
Ребенок (подросток) может перечитать все рускую литературу и выучить русский в совершенстве, но он все равно будет чужым. По этому очень важно, какой ценой ему далось это - если ценой потери собственного языка и культуры, то...
В-третьих, теряю свою армянскую идентичность (или ее часть) но не приобретая идентичности "русский" (нельзя) или "россиянин"(не существует) подросток оказывается автоматически вписан в когорту нерусских ,где, вероятность что он вырастит "апериком" (на сей раз "братишкой") блатным и проч, возростает во много раз.
Полросток оказавшийся чужим как среди русских ,так и среди армян, вынужденно становиться частью той "черной" массы, которую иначе чем "черные" или "черножопые" классифицировать нельзя. Т.е. это масса подростков разных национальностей, которые одинаково далеки как от русской культуры, так и от своей родной, исконной культуры. По сути, далеки от любой культуры. Вы скорее всего видели представителей таких людей среди номинальных армян, которые не умеют говорить по-армянски, но и по-русски говорят с ужасным акцентом. Черножопые в РФ, а в Армении - гости с кошмарным ментальным разрывом. Такие люди - несмолкаемый источник комплексов и противоречий.
Вывод: Имея светлое чаяние чтобы ребенок получил хорошее образование, не исходите из стериотипов 73 года. Старайтесь, чтобы при изучении какой-то другой культуры, он не забывал свою. Особенно в РФ, т.к. если при достаточном заннии английского и гражданстве, в США его могут называть американцем, то даже при самом блестящем знании русского и трех медалях Героя России, человек с армянской фамилией (или лицом) не будет называться россиянином. Он или армянин (хотя бы перед самим собой), или просто нерусский.
Жалко. Но факт.
Пишу все это как выпускник замечательной москвоской школы, выросший на русской культуре. И необходимость знать свою, армянскую культуру, понял именно в Москве.
Грустно. Однако факты именно таковы.
мАсква,
Армения,
патриотизм