Заметки об армянской идентичности на Западе, в России и СНГ. №2.

Oct 16, 2012 13:44


Заметка № 2.
Почему СНГшная диаспора все таки настолько малоэффективна и малорезультатовна.

Ниже, я приведу причины, которые, по-моему, основопологающие. Перечислять их постараюсь по кажущейся мне степени важности. С удовольствием услышу ваше мнение об иных причинах или оспаривание приведеннных мной.

1. Какая страна, такая и диаспора.

Т.к. РФ/СНГ плохо обустроенна и малоэффектиные гос-ва, то и диаспора, состоящая из людей выросших\живущих там, не может быть высокоорганизованной и эффективной. Армяне РФ\СНГ не инопланетяне, они в той или иной степени продукты быта, социальных и экономических реалий страны.
Например большинство наших миллонеров стали такими за счет взяток, знакомств, браков родственницами чиновников, (если не взять совершенно криминальные схемы). Как они, руководя диаспорой в своих странах будут мыслить инновационно? Конечно же никак. Мксимум - купить 100 компютеров для сельской школы, или построить церковь в разоренной деревне.

Пример таких предпринимателей как Рубен Варданян, работающих (по крайней мере старающихся работать) в РФ и в Армении, по-западному - исключение.

2. Нет ощущения заграницы.

Историческая, географическая, культурная, экономическая близость между Арменией и РФ\СНГ часто создавали иллюзию того, что ты не на чужбине и тут надо создавать диаспору, сплачиваться, сохранять культуру, и проч., а в другом регионе своей страны, (так и было до 91 года) и все что тебе нужно ,что посылать деньги родственникам, если на то есть необходимость.

3. Пониженная опастнсть ассимиляции.

Совместно с причиной номер 2, но работает в культурно-ментальной сфере,исходя из НЕчуждости русского\российского\советского. Долгое время обрусение для росийских армян было явлением положительным, одобряемым. Обрусение, каким-то странным образом не приравнивалось к потери национальной идентичности, не воспринималась как утушение, быть может из-за братских отношений с русским народом и желанием соединиться с христианской российской культурой, даже ценой потери своей самобытности. В результате - опосредованное объяснение слабости диаспоры - зачем сильная диаспора, если есть братская культурная среда, в которую можно и нужнослиться без остатка.

Данный фактор сейчас работает все меньше и меньша, а)из-за прекращения работы российского проекта по ассимиляции кого бы то ни было в ряды русского\российского. Сколько бы ни хотел человек с фамилией Вартанов (или Иванов, но с рожей Вартанова) стать русским или росиянином, он все равно будет восприниматься как нечто чужеродное. В царское\ совесткое время это тоже было сложно, но лазейки ,корридоры были. Сейчас их почти нет. б) обрусение все таки стало восприниматсья большинством армян-армян как нечто не приветствуемое. В частности из-за массы примеров армян-неармян, которые потеряв свою армянскую идентичность в РФ\СНГ не приобрели НИКАКОЙ другой идентичности взамен (потому что другая идентичность их не принимает) и стали тем,что можно назвать нерусским. Своим среди чужих, чужим среди своих.

4. Качество людей.

Есть мнение, что из-за большей сложности попасть на Запад, нежели в РФ\СНГ (касается эмигрантов последних волн) на Запад уезжала более предприимчивая масса, больше надеящаяся на свои силы и т.д. и тп.
Данный аргумент легко оспаривается массой примеров как с той, так и с другой стороны. Может быть в какие-то годы, в каких-то случаях это работало, но есть масса обратных примеров, в общем и целом делающих данный аргумент не дееспособным.

Жду ваших аргументов\комментариев\критики.

Армения, патриотизм

Previous post Next post
Up