Армянская диаспора России: поиск нравственных ориентиров и дефицит информации

May 14, 2012 15:37

В продолжении статей

Мы свой мы новый мир посторим   и
Национальная Идея: не имея своей, кормишь чужую.

предлагаю ознакомиться со следующей статьей:

Армянская диаспора России: поиск нравственных ориентиров и дефицит информации.

Дефицит информации в диаспоре и его причины

Если сегодня задать вопрос: «какими выпирающими качествами можно охарактеризовать современную армянскую диаспору России?», то этими качествами, на наш взгляд, в первую очередь являются неинформированность (а порой даже безграмотность) и информационный голод.

Мониторинги различных групп армянской молодежи в социальных сетях показали, что значительный процент армян затрудняется ответить на следующие вопросы:

- «Сколько букв в армянском алфавите?»
- «Является ли православной Армянская Апостольская Церковь?»
- «Когда у армян Пасха»
- «Какова численность населения Армении» (многие опрошенные уверены, что в РФ армян живет больше чем в Армении)
- и многие другие, казалось бы, общеизвестные вопросы.

Как выяснилось во время мониторинга, более трети опрошенных считают, что в Армении до сих пор нет воды и света; невозможно нормально пользоваться коммунальными услугами и т.п.

В качестве «знаний» зачастую принимаются и становятся популярными самые нелепые мифы и стереотипы. Например:

- Миф о том, что в древности армяне были голубоглазыми блондинами, и якобы «потемнении» после турецкого нашествия «став похожими на турок».

- Миф о том, что Россия якобы воевала «вместо армян в Карабахе», а если и не «вместо» то уж точно на стороне карабахских армян, предопределив тем самым исход войны.

- Миф о том, что в Армении живут десятки тысяч агрессивных персов и т.п.

- Миф о том, что последние 20 лет из Армении «все уезжают и никто не возвращается».

- Миф о том, что в Армении «не осталось населения»

- Миф о «голодной армянской армии»

- Миф о том, что в Армении остались только маргиналы, а все «нормальные люди уехали».

Не знакомы респонденты и с армянской историей, за исключением основных «столпов», ставших уже элементами самоидентификации армян в мире: «Армения первой приняла христианство» и «1915».

Отсутствие самых элементарных знаний - показательно.

Можно выделить две основные причины этой неинформированности:

Первая причина - это высокая степень ассимиляции армян, зачастую живущих за пределами своей исторической родины уже не первое поколение, и практически оборванная связь с Арменией для большинства российских армян.

Так, например, опросы в социальных сетях показали, что большинство армян России либо вообще ни разу не были в Армении, либо покинули Армению в очень раннем возрасте и больше туда не возвращались. Основная масса опрошенных посещает Армению раз в несколько лет, причем такое посещение ограничивается 1-2 неделями туристического или гостевого визита: посещение родственников, ереванских кафе и фотографии на фоне достопримечательностей.

Вторая причина такой неинформированности - отсутствие соответствующей просветительской работы в диаспоре. Это отдельная тема, речь о которой пойдет ниже. Сейчас же отметим, что такая работа, помимо необходимых «привычных методов», должна включать комплекс мер, учитывающих специфику современных коммуникаций и медиа-возможностей.

Потребность в информации

В тоже время в российской армянской Диаспоре существует потребность в информации, которую можно охарактеризовать как информационный голод. Этой потребностью движет не только естественная тяга к своим корням, но и мода на национализм в мире. В частности в России «национальный вопрос» все больше проникает во все сферы общественной жизни, делая национальную идентификацию человека значительной частью его личной идентификации.

Сегодня для человека, живущего в России, почти неизбежно становятся актуальными такие вопросы, как: информационный образ его нации, занимаемая ею «имиджевая ниша» в российском массовом сознании, тема исторических связей с другими народами и оценка этих связей. Следует отметить, что последняя тема крайне политизирована. Актуальными и одновременно политизированными становятся также

и другие аспекты: давние и не давние этнические конфликты, вопросы происхождения народа, его принадлежности той или иной «цивилизации» (религии, расе, политическому союзу и др.).

Часто осознанно или неосознанно многие «диаспоряне» пытаются обрести свою «удобную форму» в российском обществе - нарисовать свой этнический портрет, и успешно вписать его в сложившиеся на данный момент российские национальные стереотипы.

Следует отметить, что вследствие, в том числе и националистически настроенной среды, у части диаспоры порой возникает и настоящий объективный интерес к своему культурно-историческому наследию.

Подытожим: информации мало, потребность в ней есть, должное просвещение - отсутствует. Что должно произойти в таком случае?ллл

К чему ведет «информационный голод»

Неудовлетворенный информационный голод растущего в диаспоре молодого поколения начитает удовлетворяться из самых разных, часто сомнительных, источников. Среди армян пропагандируются самые разные идеи - от космополитических до откровенно расистских. Последний проект внедряется расчетливо - предопределяя как сближение армян с теми или иными группами националистов, так и удаление и изоляцию армян от других народов.

Отсутствие эффективной работы Армении и Диаспоры по тому или иному политическому направлению, приводит к тому, что «беспризорную» армянскую молодежь втягивают в чужие проекты, с чужим содержимым, и на чужых условиях. Если организации диаспоры не занимаются молодежью, ею будут заниматься другие организации в своих интересах.

Эта ситуация также наглядно отражена в интернете - в социальных сетях.

Для примера, можно рассмотреть к какому результату приводит отсутствие эффективной общественной организации российско-армянского сотрудничества, которая занималась бы «ликбезом» в области межнациональных отношений. Из-за отсутствия такой организации эту нишу занимают сообщества, перенимающие идеологию неонацистких группировок и подчиняющиеся их требованиям.

«Сотрудничество» в таких сообществах происходит на условиях демонстрации неприязни к другим народам, и признания за собой навязанного неполноценного статуса «гостя». От «гостя» придирчивый «хозяин» требует демонстрации преданности, периодически сомневается в его полноценном «арийстве» или «христианстве», требует оправдания своих поступков, требует еще большего противопоставления себя другим народам.

Приобретая общественный характер, данный процесс ведет к политической изоляции армянской диаспоры в информационном поле других народов России. Далее, за внутрироссийской изоляцией следует и политическая изоляция самой Армении, поскольку отношение к политике государств в нашем регионе в значительной степени является продолжением отношений между народами.

Это один из многих примеров, когда в оставленной без присмотра «свободной нише» работают сомнительные организации и набирают оборот негативные процессы.

Что необходимо предпринять

Для того чтобы решить проблему «информационного и политического вакуума», Армении и активной части диаспоры необходимо вести просветительскую работу среди армян РФ.

Необходима армянская структура, которая будет грамотно и достойно заполнять адекватной информацией многочисленные «свободные ниши». Например, займется следующими вопросами:

1. Информация о жизни в Армении.

2. Диаспора. Мифы о диаспоре и Армении - о том, что Диаспора не вечна. Что Армения - это «материк», донор диаспоры. Что без диаспоры Армения слабее, но сама диаспора без Армении обречена.

3. Империя и ее ресурсы. Что такое ассимиляция. Являются ли те люди, которые переехали в Россию, обузой для РФ или ресурсом - и от кого это зависит. Кто и что имеет право от вас требовать, а что требовать не имеет права и т.п.

4. Карабахский конфликт. Война и мифы. Отсутствие правдивой информации активно используется различными заинтересованными сторонами.

5. Геноцид. Смещение от поверхностного эмоционального подхода к анализу.

6. Межнациональные взаимоотношения. Сотрудничество по вопросам межнациональных отношений - с народами России и др.

Потребность в культурном, духовном и религиозном развитии, потребность в нравственных ориентирах.

Мировой процесс ослабления религиозных норм и консервативных законов-адатов естественно затронул и Армению, а чуть позже рухнула и заменяющая их «советская модель нравственности». Стоит отметить, что эти процессы пришлись на сложный для армянского общества период, когда рушилось все - от инфраструктуры разрушенной землетрясением и войной - до семей, отцы которых были вынуждены месяцами уезжать на заработки или с утра до вечера зарабатывать на хлеб.

Обрушились прежние нравственные нормы, а «новые нормы» показывают легкий путь к «красивой глянцевой жизни» и удовольствиям. Они без особого разбора транслируются со всех информационных носителей, стремительно принимаются армянским обществом с каким-то лихим азартом.

Это сделало актуальным среди части общества потребность в нравственных ориентирах.

И неслучайно эту потребность можно наиболее ярко наблюдать в диаспоре. В диаспоре, где вопросы самосохранения выражены наиболее явно, а духовно-религиозная потребность представителей Спюрка явно видна в виде «утечек» армян в различные секты, другие конфессии, эзотерические кружки, и даже другие религии.

Рассмотрим причины, по которым диаспоряне не находя удовлетворения своих духовных потребностей в армянской среде уходят из нее. Стоит подчеркнуть, что саморазвитие и нравственные ориентиры - входят в число важнейших потребностей человека. Как только человек оказывается в безопасности и в относительном комфорте - он задается этими вопросами и ищет ответы на них.

Какие «ниточки» ведущие к «саморазвитию» видит российский армянин, если его интересует нечто большее, чем поток развлекательного контента или же чувство удовлетворения собственным социальным статусом.

Он может задержать свой взгляд на культурно-просветительских передачах на соответствующем российском канале, может посмотреть новые произведение российского кинематографа - фильмы которые заставляют задуматься. Так же он может увлекаться эзотерикой, или видеть «ниточки» ведущие к РПЦ. Его может привлекать мораль горской этики, продвигаемая северокавказскими элитами, почти отождествляющими ее с исламской религией. Данное отождествление с исламской религией происходит, поскольку христианский Кавказ (включающий и Армению), маргинализирован и перестал выступать со своими моральными и этическими ориентирами.

Таким образом, в России удовлетворить потребность диаспорянина в саморазвитии могут не армянские источники. Что чаще всего и происходит.

Но рассмотрим вопрос, может ли диаспорянин найти «армянские нити», и каким будет его «маршрут» по ним? Есть ли у него такая возможность?

К примеру, что он видит, когда приходит на армянские концерты и вечера - ведь это одни из немногих моментов, когда Спюрк собирается вместе? О чем говорят и что показывают на этих мероприятиях, что пытаются передать собравшимся в зале семьям? Посетитель данных мероприятий видит там mix из поп-звезд, танцовщиц, слышит примитивные шутки ведущих пытающихся подражать не то премии «Оскар» не то российской премии вроде «Золотой Калоши», при этом время от времени скатывающихся к шуткам «ниже пояса».

Возможно, не удовлетворившись такими «вечерами», человек установит себе армянское телевидение - чтобы слушать родной язык, не утрачивать культурную связь с Арменией, чтобы показывать эти передачи детям. Но и там он обнаружит соответствующий уровень: ограниченные, как будто «карикатурные», персонажи в кино и сериалах, попытки скопировать далеко не самую лучшую часть передач с российского ТВ, и почти «постперестроечное» любопытство к передачам «про это».

Можно ли вспомнить современный армянский фильм, с сюжетом заставившим задуматься, по иному взглянуть на, казалось бы, тривиальные вещи? Фильм с сюжетом более глубоким, нежели страсти главных героев по поводу своего социального статуса, очередного «любовного треугольника», и закатываемых на экране очередных истерик (зачастую в исполнении инфантильных мужчин).

Может быть, разочаровавшись в армянском телевидении, он может показать своим детям армянские медиа-проекты в диаспоре, чем подтвердит тезис некоторой части диаспоры о своей «продвинутости» по сравнению с Арменией? Рассмотрим, из чего можно выбирать. Может быть, показать детям скандально закрытое на ОРТ шоу так называемого «Всемогущего Рубика»? «Всемогущий Рубик» действительно оказался способным на многое - продемонстрировал на всю страну чрезвычайно «остроумный» образ армянской «семьи» - в которой «дед» спит с порножурналом, «сестра» - пристающая к мужчинам сексуально-озабоченная особа, «сын-подросток» - танцует для гостей стриптиз, а «жена» - конечно же местная пышногрудая блондинка - приложение к «мужу» - «шустрому мачо». Защитники шоу, конечно же, хвалят провальный во всех отношениях проект - ведь он копирует английское шоу про семью индусов - «Разве можно быть такими отсталыми в 21 веке? Надо тоже что-то скопировать».

Может быть что-то разумное транслировалось при раскрутке Валерии Решетниковой, выступившей на «Евровидении» от Армении? В ходе раскрутки этой исполнительницы, «патриоты-пиаршики» обратилась к основной теме армянской диаспоры - «возвращению к корням», что стало в итоге трамплином для прыжка ведомой на страницы «мужского журнала» - обнаженки с модной ныне этнической изюминкой.

Примеры можно продолжать… их много, но выбирать не из чего, поскольку именно такой путь показывают в популярных публичных проектах подрастающему поколению армян их «старшие». И этот факт уже давно никого не удивляет; возможно, за исключением некоторой активной части армянской молодежи пишущей на страницах социальных сетей.

Может быть, церковь может указать ориентиры? В свою очередь, ближайшая армянская церковь - в большинстве случаев оставит впечатление центра по оказанию ритуальных религиозных услуг (свадеб, крестин и др.), и слабо интересуется христианским образом жизни своих же «прихожан». Что не удивительно, для пострелигиозного общества, в котором мы сегодня живем.

Мы кратко перечислили культурный досуг, кинематограф, телепроекты и религию. В итоге, видим, что сегодня в армянской среде «ищущий человек» вряд ли найдет то, в чем нуждается. А значит, свои душевные устремления он направит к другой среде - не армянской.

Ситуация в Армении и Спюрке схожа: как избежать потерь

Может быть такова ситуация исключительно в Спюрке, и этот духовный поиск приведет человека непосредственно в Армению - в страну многовековой христианской культуры? Но как не трудно догадаться, процессы в Армении и Диаспоре взаимосвязаны, и ситуация в диаспоре является концентрированным отражением ситуации в Армении. В диаспоре процессы «ухода к другим» наиболее наглядны. Поскольку в самой Армении человек «ушедший к другим» все равно остается частью армянской среды - живет среди армян, общается с армянами, разговаривает на армянском языке и, как правило, посещает армянскую церковь - в общем, живет как и другие армяне до тех пор пока не иммигрирует в страну своей мечты.

В диаспоре же нет такой наполненной армянской среды, нет и «монополии» ААЦ, которая выступает с рассказами о тлетворном влиянии сект, и требует усилить административный ресурс в борьбе с ними (конечно не решая саму проблему, но борясь с конкурентами). Поэтому в диаспоре можно наглядно наблюдать, как люди постепенно отдаляются от всего армянского: «сходили на армянское мероприятие - а теперь пойдем, посмотрим что-нибудь для души».

Как не потерять таких людей? Очевидно, что для этого необходим комплекс не только «развлекательных» программ, но и мероприятий и встреч, посвященных вопросам умного культурного досуга, вопросам религии, интересным темам нравственных ориентиров в современном мире, истории и философии. К примеру, если речь о кино, то такое, чтобы человек смотрел, переживал, задумался, - чтобы обогатился при его просмотре.

Диаспора должна давать многогранную среду общения, а не оставлять впечатление ограниченной «имиджевевой ниши» - должен существовать не один стереотип «армянина-мачо» из года в год шутящего со сцены про свой акцент и блондинок, а много армянских граней в разных областях деятельности.

Заключение

Сегодня подрастающее новое поколение российских армян - брошено на произвол судьбы. Попытка «самообразования» - с высокой вероятностью приводит их к сомнительным источникам и неадекватным стереотипам. Желание развиваться нравственно и культурно - не приводит к армянским источникам. Но этот вопрос, на наш взгляд, имеет потенциал положительных изменений - для чего нужна работа Армении и активной части диаспоры.

армяне, ассимиляция, информационный образ армянина, миацум, Диаспора, Национальная Идея, Армения

Previous post Next post
Up