Oct 19, 2015 14:43
Мейерхольд не сформулировал и не записал своего метода, и в этом есть и плюсы, и минусы. Мейерхольд полемизировал, опровергал "теорию переживания", выдвигал идеи, необходимые для человека не только в жизни, но и на сцене, но систему саму не составил.
Биомеханика в идее требует целесообразности и осознанности каждого жеста и движения актера на сцене. Ее первый и главный вопрос: "Зачем?" Так же биомеханика призывает к рефлексам, что возвращает на сцену утерянную часть логики. Есть человек испуган, об бежит, если ему больно - он схватится за ушибленное место раньше, чем осознает боль. Разум не всегда поспевает за рефлексами человека, поэтому актер, целиком отдающийся только школе переживания, играет в интересную игру: он вроде как испугался, вызвав в себе соответствующие чувства путем определенных манков-зацепок, а тело - тело не среагировало. Я уже писала, как глаз зрителя считывает внешнюю картинку. Правильная поза, жест уже даст и актеру - внутренний импульс, и зрителю - четкое понимание ситуации.
Биомеханика стремится установить законы движения актера на сцене. Здесь я хотела бы сделать небольшое отступление: сейчас театр становится все более пластичным и пластическим, поэтому актеров обучают и балетным танцам, и современным, и акробатике, и бою, и фехтованию, и памяти физического действия, но все это принимается как вроде бы побочная дисциплина. Как только же речь заходит о мастерстве, в первую очередь выходит взгляд-зерно-школа переживания. И практически у каждого студента найдется что-то, в чем он более всего преуспел, и это средство пластической выразительности будет его лучшим другом и первой подсказкой. В то время как Мейерхольд стремился отступить от любых рамок и любой конкретной формы, от навязчивого стиля. Однако с этим следует быть осторожным: биомеханика ради биомеханики превращается в бессмысленное самолюбование. Жест должен быть оправдан в первую очередь потребностью в действии и эмоции, которые закладывают в текст пьесы драматург и режиссер.
Биомеханика требует максимально подробного изучения своего тела. Здесь на помощь актерам приходят зеркальные залы и цифровая фотография. Но! Следует знать не только удачные ракурсы своего тела, не то, как выгодно себя подать. Надо точно осознавать, как именно выглядишь с того или иного ракурса, в той или иной позе. Это ведет к постоянному контролю над мышечным пространством тела и к более четкой и выигрышной подаче.
Еще один важный элемент в биомеханике - равновесие, внутреннее и внешнее. Один из самых страшных врагов актера на сцене это зажим. Самый простой способ не дать зажимам и страху овладеть собой, это найти внутренний баланс, контролировать и сочетать внешнее и внутреннее. Неправильное, диссонансное пьесе внутреннее состояние актера обязательно передается через его внешние действия. К тому же биомеханика противится быстрому "износу" актера. Дело в том, что, добиваясь яркости и экспрессии полностью натуральными способами, актер подвергает себя космической нагрузке. Биомеханика позволяет дать нужный уровень экспрессии, не уничтожая себя при этом. В одном интервью Алексей Левинский, один из практикующих актеров-биомехаников, назвал актера "исходящим реквизитом". Актеры ведь не ломают на сцене столы, зачем же ломать себя?
В основе тренингов по биомеханике лежит пять этюдов, созданных Мейерхольдом: "Стрельба из лука", "Игра с камнем", "Толчок ногой в плечо коленопреклоненной фигуры", "Удар кинжалом", "Прыжок на грудь". Упражнения сочетают в себе и западную, и восточную культуру, динамику, внутреннюю гармонию и красоту. Перед началом любого упражнения делается "дактиль" - ритмическое упражнение, обязательная часть любого этюда, выполняется в самом начале и конце. «Дактиль» подражает размеру античной поэзии с одной длинной и двумя короткими долями и имеет определенную форму движения, с которой можно играть, задавая, например, разный темп. Часто это упражнение позволяет партнерам настроится на ритм будущего спектакля. Мейерхольд был уверен, что драматический спектакль - такая же ритмическая партитура, как балет или опера. Что так же важно отметить, биомеханические этюды имеют мало общего с памятью физического действия. Например, в упражнении "Стрельба из лука" не стоит достоверно и детально вспоминать, сколько весит стрела, и как правильно согнуть пальцы. Стоит обратить внимание на достоверность и осознанность жеста, который бы динамически донес до зрителя, что актер именно стреляет из лука. С точки зрения динамического посыла здесь больше от египетского барельефа, чем от физической правды.
эссе,
размышление,
театр,
мейерхольд,
техника,
биомеханика,
цитаты,
актриса,
актер,
факты,
конспект,
тренинг