Первому игроку приготовиться (Эрнест Клайн)

Aug 07, 2017 03:09



Приключенческий фантастический роман "Первому игроку приготовиться" Эрнеста Клайна написан гикам для гиков. Киберпанковский Гарри Поттер на фоне антиутопии, аркадный young adalt, в котором увлекательный, но довольно простой сюжет густо сдобрен отсылками к фильмам и играм восьмидесятых годов 20 века (преимущественно США и немного Японии). Игры, фильмы и песни любовно вплетены в сюжет и являются неотъемлемой его частью.
Досконального знания всего упомянутого там не требуется,автор оставляет пояснения, так что читать можно будучи не в теме, но не будет такого погружения в постмодернистский пласт. Книга про охотников за пасхалками (пасхантеров) полна этими самыми пасхалками - очевидными и не очень.
[Spoiler (click to open)]Вот там есть эпизод, как в "Побеге из Шоушенка" - "Никто не обращает внимания на обувь". Или это вездесущее 42. Что-то мельком, на чем-то целые главы основаны.
Меня друзья подбили почитать ещё той осенью, я даже купила бумажную книгу, но дошла только сейчас - и прочла за полтора дня. Лёгкое и симпатичное чтиво, особенно если учитывать, что я видела больше половины из огромного списка упомянутых фильмов и знаю минимум треть песен (я включала все упомянутые во время чтения). С играми сложнее, но не скажу что вообще не в теме. Это сейчас я практически не играю: при выборе чем занимать свой досуг победили фильмы и книги. А в детстве-то не прошло мимо (к слову мне потому в своё время понравился " Ральф")
Некоторые упомянутые Клайном игры столь стары и были только в виде автоматов, а я зацепила самый хвост эпохи игровых автоматов. Текстовые интерактивные игры мне попадались только в виде книг, где надо было выбрать действие и перелистать на указанную страницу.


В соседнем ДК стояло несколько автоматов и очереди из детишек были как за колбасой. Pacman, Сафари, Морской бой хорошо помню. В 93-94 году (в 11-12 лет я) лежала в офтальмологической больнице и там в качестве развлечения для детей стояли два игровых автомата, причем они были бесплатные: прорезь для монет заменена на рычаг перезагрузки - ватаги косых и подслеповатых детей, с повязками на один глаз как у пиратов, паслись там все свободное время.


Году так в 1996 родители нам купили приставку дэнди, когда она сломалась друг брата надолго дал погонять свою. У нас была куча картриджей в пластиковых корпусах и без, просто микросхемы. Я помню, как чинила и удлиняла провода джойстиков. Картриджи можно было менять в магазине, на некоторых было несколько игр. Продавались и книжечки-прохождения. Бонусный код Конами скорей всего кем-то там был вычитан, а потом передавался из уст в уста среди детворы во дворе.


"Contra", "Кунг фу", "Черный плащ", Lode runner, Бомбермен, танки, тэтрис (он ещё был в виде Brick game - вот где я была дока), Супер братья Марио, Popeye, Snake Rattle'n Roll - у меня были любимые.




Играли чаще на чёрно-белом телевизоре, старый цветной тоже быстро сел и стал черно-белым, так что кислотные цвета большей части игр я увидела уже позже на эмуляторах для ПК. Зато был пистолет для денди: охота на уточек и ржущая собака, вестерн с бандитами.


На пару недель доставалась Сега, там я помню только Червяка Джима, перетаскивающего свиней, ловящего щенков (даже музыку эту по сей день помню, и был раунд под Лунную сонату). Лет в 20 уже мне напрокат от друга доставался второй плэйстейшн, там были Сайлент Хилл и Резидент ивл2.


Персональный компьютер у меня появился поздно: в 2006 студент без компа уже не мог обойтись без отставания в учебе, но интернета не было. Пробовала играть в то, что притаскивал брат и однокурсники. Splinter cell 3, Hitman contract, Сайлент Хилл 2. И эмуляторы. Единственная купленная - "Ведьмак", но мощности компа не хватало и я только три главы прошла. Аркады Line1998, в который и сейчас иногда моя мама играет, Moorhuhn и Plants vs zombies, которые очень любила моя подруга ("There zombies are comming. Zombi eat youre brain"). Мой интерес к играм сошёл на нет и последнее во что я играла "Тайна башни Ворденклиф" и Cold fear лет так пять назад. На сегодняшнем моем 4ядерном нет ни одной игры. Все MMORPG (многопользовательские онлайн-игры) также прошли мимо меня. На телефоне были вроде 2048 и тот же Line, на старой мотороле были головоломки с ящиками (Сокобан), сейчас нет ни одной.
Я не уверена, что литРПГ с отголосками современных игр мне будут так уж интересны и понятны, но ностальгии и детской памяти хватает для понимания сабжа. Пусть я не играла в Tempest, но в Контре были раунды с туннельными шутерами и Галага построена похоже, да и горизонтальных шутеров мне попадалось много (Legendary Wings, TaleSpin) мне не попадался Донки Конг, но тот же Папай был со схожей схемой (собственно как оказалось изначальный проект игры Донки Конг включал персонажей мультфильма про моряка Папая).


Читерские уловки, спрятанные коды, бонусные раунды, дополнительные жизни - все это отзывается отголосками воспоминаний детства, а шапочного знакомства с играми ПК и плейстейшн достаточно, чтоб понимать фразы вроде "убрать в инвентарь" или "прокачать персонаж до уровня".
Но не ностальгией единой, книга имеет более широкий и охват попкультуры, нежели только 80е, все ж таки время действия 2045год. В многопользовательской в виртуальной вселенной телепорты похожи на ТАРДИС, имеются планеты-миры Пратчетта, Толкина и т.ж, корабли аватаров для перемещения по планетам от Светлячка до USS Энтерпрайз, всякие детальки вроде туманности Уидона и сабвуфера Мьельнир и прочие радости киномана.
В настоящий момент благодаря режиссерам-гикам около 40 лет, которые имплантируют счастливое детство в свои фильмы, тема восьмидесятых на пике моды: "Странные дела", всякие "Пиксели", ещё множество ремейков старых фильмов и сериалов, в будущем фильме про Трансформеров туда перенесено действие, в "Человеке-Пауке: возвращение домой" делали оммажи фильму "Феррис Бьюлер берет выходной". Не удивительно, что экранизация "Первого игрока" была запланирована чуть ли не до того, как сама книга вышла. Автор ее сценарист и текст заметно смахивает на новеллизацию, но в фильме наверняка многое переиначат хотя бы из-за сложностей с авторскими правами. Впрочем никто не мешает менять и добавлять, к примеру, наверное, судя по тизер-трейлеру, вместо робота Леопардона будет Стальной гигант.
Взрослый каст грядущей экранизации (премьера - 29 марта 2018) радует. Главзлодей Сорентино - Бен Мендельсон (здравствуй, директор Креник). Почивший Холлидей - миллиардер, филантроп, изобретатель сети OASIS, объявивший в завещании охоту за своим наследством - Марк Рейланс. Его лучший друг Ог - Саймон Пегг. На главную роль выбрали Тая Шеридана, я сначала восприняла практически без энтузиазма - никак он мне не показался в "Люди Икс: Апокалипсис", но собственно там особо и нечего. А после пошлой, но смешной молодежной комедии ужасов "Скауты против зомби" я мнение таки сменила, есть в нем своё очарование. Надо ещё добраться до залежавшегося "Мад", где он совсем мальчишка.
Девушку выбрали далеко не рубенсовских форм, но посмотрим. Есть в сюжете два брата-японца, может их роли для азиатского рынка расширят даже. [Spoiler (click to open)] И это крупный спойлер, но почему-то про Эйча я сразу так и подумала. Вот уж где претензий быть не должно к этническому составу героев.
В книге фигурирует голограма в виде Макса Хэдрума, которого в одноименном сериале играл Мэтт Фрюэр. Теоретически его несложно позвать, омолодить сейчас не проблема же. Хотя у нас его и особо не знают. Я этот сериал не смотрела, но Фрюэр мне намертво запомнился как директор в " Большом путешествии".
Ещё можно позвать Мэтью Бродерика на камео. Режиссер проекта Стивен Спилберг - и тут есть и опасения, и надежды. Хорошо бы кроме визуализации виртуального мира, которая есть в тизер-трейлере, в фильме была присутствующая в книге ламповость: чат-комнаты, дружеские посиделки гиков. И также отметили бы одиночество отчаянного эскаписта, удовольствие от общения с родственными душами и в конце концов важность реального мира. Словом чтоб вышел не детский "Трон", а интерактивный блюз Джона Хьюза.
PS. У меня в книге ляп есть, видимо переводческий. Когда Уэйд уже не Леопандер, а Ультрамен на три минуты, в тексте все еще Леопандер.
PPS. Афиша сделана в ретростиле, а если присмотреться к названию фильма, то можно заметить, что это игра: доберись до пасхального яйца в лабиринте.


PPPS. Тем кто читал. По ссылке на картинке есть пояснение этого эффекта


PPPPS. Список упомянутого в книге и трейлер тут, разбор по оммажам фильмам тут . И спасибо друзьям, что подтолкнули к прочтению.

книги, трейлеры, ben mendelsohn, mark rylance, Спилберг, кино, tye sheridan

Previous post Next post
Up